Архивариусы

Dec 14, 2020 12:18

Следствием советского и постсоветского образования, основанного на заучивании кем-то заранее заданного наизусть вместо самостоятельного анализа темы с направляющей ролью преподавателей, и выполнении шаблонных задач вместо ведения собственных и коллективных проектов, оказывается то, что подавляющее число людей в дальнейшем никогда не ищет на базе экспериментов более удачные методы или доказательства каких-то тезисов.

Вместо всего этого они ищут заверения от авторитетных людей.

Причём в основном заверения о том, что давно изобретённое заведомо лучше чего угодно нового.

Причём в это следует просто поверить - не пытаясь разобраться, откуда, почему и в каком контексте оно появилось.

Впрочем, «авторитетность» тоже определяется исключительно заверением - кого-то о себе самом или уже «заверенного» о ком-то ещё.

Оттуда, в частности, адское количество заряжающих баночки перед телевизором в девяностые, диалектиков, последователей заведомо абсурдных мистических концепций и т.п.

Но кроме благодатной почвы для мошенников, это же оказывается надёжным залогом нарастающего технологического отставания постсоветского пространства от Запада и теперь уже даже от Юго-Востока. Что-то, про что не сказали в вузе, большинство выпускников не просто не будет применять - они об этом даже не узнают. Поскольку с их точки зрения свой план по зазубриванию они уже оттрубили, и теперь пусть его трубит следующее поколение студентов, а они сами уже навсегда снабжены тем, чью непреходящую наилучшесть им заверили встреченные ими авторитеты.

Но что ещё более важно, по очевидным причинам что-то новое в мире всегда создаётся теми, на авторитет кого самоназначенные вузовские преподаватели по техническим причинам не могли сослаться двадцать лет назад. Оценить же - кроме как по такой ссылке - что-то с тех пор появившееся не в состоянии даже изрядная часть этих преподавателей, не говоря уже про их учеников. Поэтому всё новое - автоматически за бортом: его в этой системе некому заверить, поскольку некому даже обнаружить - даже если в заграницах о нём кричат на каждом углу.

В результате, всё выглядит так, будто бы образовательные учреждения готовят не учёных, инженеров, изобретателей и творческих деятелей, а так себе архивариусов, единственная цель которых - более-менее пересказать следующим поколениям некие тезисы, высказанные авторитетами сто-и-более-летней давности.

Мало того, что на душу населения на постсоветском пространстве создаётся относительно немного нового, так ещё и создают его преимущественно люди, ловко обрулившие систему образования и учившиеся самостоятельно - по крайней мере, в той области, в которой они это создают. То есть образование в его нынешнем виде не просто неэффективно - оно контр-эффективно.

Хотите в этом убедиться?

Ок. Если вы сами на такое способны, то попробуйте убедить знакомого учёного или инженера хотя бы по минимуму овладеть программированием, чтобы радикально упростить свою работу. Или хотя бы по минимуму разобраться с софтом, который создан как раз для решения его распространённых задач.

Да чего там, попробуйте убедить знакомого программиста, работа которого как раз и состоит в создании софта, разобраться с тем подходом, который он не знает. С той же целью - упростить себе работу.

Почти гарантированно вы встретите чудовищное сопротивление. Человек найдёт миллион отговорок, чтобы обосновать «это никому не нужно». На изложение оных он будет готов потратить в десять, а то и в сто раз больше времени, чем у него бы ушло на разбирательство с софтом и подходами, и большинство из этих отговорок будет сводиться к чему-то типа «если бы оно было нужно, то я бы о нём уже знал» или «это - новый, ещё не опробованный подход, вдруг не сработает?» (при том, что этот подход может быть в деле уже лет пятнадцать, а то и вообще оказаться старше этого человека, но просто получившим критическое развитие в последние десять лет).

Сие базируется на приобретённой вере в то, что «всё полезное и верное авторитетные люди мне уже сообщили, а интересного для меня не существует вообще».

Фактически, благодаря подаваемым системой образования примерам, почти каждый с ними столкнувшийся стремится как можно быстрее превратиться в робота на конвейере, которым будут управлять какие-то «авторитетные люди». Причём в большинстве случаев, если у него всё ещё остаётся какая-то активность, то он её направит на убеждение окружающих в том, что так и надо, и что им тоже следует прильнуть к авторитетам и стать роботом на конвейере, поскольку именно в этом как раз и заключается «взрослый, серьёзный взгляд на жизнь».

doc-файл

образование, философия

Previous post Next post
Up