Кинозагадки фильма "Тревожный вылет" (СССР, 1984 год)

May 04, 2019 15:30

Впервые полностью удалось посмотреть фильм "Тревожный вылет" об экипаже пограничного вертолета МИ-8, в состав которого влился молодой заносчивый старлей-штурман в исполнении актера Александра Галибина, который награжден настоящим боевым орденом за настоящую работу ТАМ (имеется в виду по всей видимости Афганистан, про который зрителю прямо говорить было не принято) и считает, что тут, в Прибалтике не служба, а мышиная возня.

Фильм в жанре военно-производственной драмы, снят, как и многие аналоги, весьма посредственно. Когда одновременно нужно охватить и боевую службу и драматическое выстраивание отношений в военном коллективе, и любовные пересечения и придать всему ещё назидательно-педагогический эффект, обильно сдобренный неустанной заботой о человеке в погонах со стороны мудрых иконописных начальников - получается откровенно слабенько. Смотрибельно сугубо из-за ностальгии по прошлым годам детства, юности, службы в военных городках и гарнизонах, в которых если выходишь на улицу из дома и не видишь ни одного военного, становится не по себе.

Но о самом фильме говорить не будем, тем более в военно-вертолетной теме я ляпсусы могу только интуитивно определять без всякой твердой уверенности.

Заинтересовали два момента, оба продлившиеся на экране по паре секунд буквально - в начале и в конце картины.

1. Это что - в кадре взрывают настоящий немецкий "Ханомаг"???

В начале идут кадры учений с боевой стрельбой - вертолеты Ми-8 и Ми-24 лупят НУРСами, пушками и свободнопадающими бомбами по целям на полигоне - старым списанным МИГам, пушкам (по виду ЗиС-3), ещё какой-то технике. И вдруг среди них камера уверенно выхватывает знакомый силуэт немецкого полугусеничного бронетранспортера, который можно опознать как что-то вроде Sd Kfz 251 или 253 (у последнего, правда, характерные "ребра" корпуса под углом, здесь прямые "полки")








[Spoiler (click to open)]






В следующий момент взрыв происходит уже около него, полностью заслоняя машину.
Я долго репу чесал - качество картинки не очень, в кино у нас частенько любили "спецэффектировать" с модельками. Но - это 1983-1984 год, кто бы стал делать модельку немецкого "броника"  для второразрядного военно-производственно-патриотического кино о современности? Тем более, что ряд кадров там снят с земли на реальном полигоне.











Если действительно колошматят старую трофейную технику, а не её модельки, то где, мать, логика? Я лично не "заклепочник", очень многого не знаю. Но, блин - как же меня доставало в советском военно-патриотическом кинематографе катание "фрицев" на наших БТР-152 и БТР-40 с намалеванными крестами, на Т-44, ИС-3, Т-55, то обшитыми фанерой, то вообще тупо светящими шаровидными башнями. Плюс пехотинцы за ними с "Калашниковыми" в руках. Такой халтурный подход к кинематографу просто гробит атмосферу кинокартины. И это когда спустя несколько десятилетий фильм о войне называют классным, потому что там показали настоящий (или в высокой степени внешней схожести) Т-III, Тигр, Пантеру, Ханомаг  и так далее. Что сразу кидает на весы признания весомую гирьку.

2. А этого пулеметного "мутанта" я, кажись, признаю.
Ситуация комичная - катерок "западных партнеров" в наших территориальных водах после неудачной попытки забрать своего шпиёна (того ночью повязали погранцы) пытается уйти от нашего героического вертолета и его экипажа. При этом на предупредительный огонь по курсу из автомата катер нарушителей отвечает очередями из ручного немецкого МГ-34 опять же времен войны. Ну, как из МГ-34 - то, что от раструба пламегасителя до ствольной коробки - оно от МГ, коробка с рукояткой и прикладом - от ПК (Пулемета Калашникова). Из такого же мутанта наши отважно воевали в "Батальонах просят огня" и вроде как Лазарев в "Проверках на дорогах" длинно фигачил немчуру и бывших коллег-коллаборационистов с вышки в финале.






МГ-34 прошел после Второй Мировой массу войн - Корею, Вьетнам, Арабо-Израильские войны, гражданские войны в Югославии, Ирак, конфликты в бывших республиках СССР, отмечался даже сейчас в Сирии.

А для советского кинозрителя, чтобы в военном кино показать при прямой поддержке Министерства Обороны клепали каких-то безобразных мутантов.
А ведь кино делают детали и внимание авторов к этим деталям. Забьешь и соврешь в мелочах - сам обесценишь свое творчество.





оружие, фильмы, военные фильмы, интересное

Previous post Next post
Up