Палубный "Крестоносец" F-8 "Крусейдер" -

Feb 17, 2017 11:38

Подборка фотографий американского истребителя палубного базирования, Воут F-8 «Крусейдер» (Крестоносец; англ. Vought F-8 Crusader) - единственного в истории авиации серийного самолёта с изменяемым в полёте углом установки крыла. В ходе Вьетнамской войны, по официальным американским данным, F-8 имел наилучшее соотношение побед и потерь в воздушных боях, превзойдя основной американский истребитель F-4. В составе ВМС Франции эксплуатировался до 1999 года.

Текстовое описание взято из Википедии. Фото - из сети Интернет.








История создания

В сентябре 1952 года ВМС США выдвинули технические требования к новому сверхзвуковому палубному истребителю. Этот самолёт должен был развивать максимальную скорость M=1,2 на высоте 9150 м, скороподъёмность 127 м/с и посадочную скорость не более 160 км/ч. Вооружение должно было состоять из 20-мм пушек. Исходя из этих требований, конструкторская группа фирмы Воут во главе с Джоном Расселом Кларком разработала проект V-383. Наиболее необычной чертой этого самолёта было крыло с изменяемым углом установки, которое позволяло улучшить взлётно-посадочные характеристики (поворот крыла позволяет выполнять посадку и взлёт при почти горизонтальном положении фюзеляжа, вследствие чего значительно уменьшается потребная высота шасси). Также был представлен проект разведывательной версии V-382. Основными конкурентами этой машины выступали Грумман F-11 «Тайгер», Макдоннел F-3 «Демон» и Норт Америкэн F-100 «Супер Фьюри» (палубная версия «Супер Сейбра»).

В мае 1953 года фирма «Чанс-Воут» заняла первое место в конкурсе на эскизный проект, проведённом ВМС США, и в июне фирма получила заказ на три прототипа XF8U-1.

Новая машина выполнила первый полёт 25 марта 1955 года (пилот - Джон Конрад), превысив при этом скорость звука. Испытания проходили быстро и без проблем. Первый серийный самолёт поднялся в воздух 30 сентября 1955 года. В 1957 году F-8 начал поступать на вооружение ВМС. Серийное производство продолжалось до 1965 года, всего был построен 1261 самолёт.


Конструкция

Данный уникальный в истории авиации самолёт имел изменяемый в полёте угол установки крыла, в двух положениях: крейсерском и взлётно-посадочном. В режиме полёта с крейсерской и максимальной скоростями крыло занимает нормальное положение. Для полёта с малыми индикаторными скоростями оно поворачивается на положительный угол около 10 град. Носки крыла при этом опускаются.

С целью улучшения обзора фонарь кабины спереди срезан под большим углом, а носовая часть фюзеляжа заострена и опущена, что очень важно для посадки на авианосец.

Хвостовая часть фюзеляжа занята двигателем и изготовлена в основном из титановых сплавов. В результате работ, проведённых фирмой «Чанс-Воут», освоена точечная сварка титановой обшивки, применение которой значительно уменьшило вес. Для выполнения в полёте дозаправки топливом на левом борту фюзеляжа установлена убирающаяся заправочная штанга.



Вооружение

Вооружение самолёта состоит из четырёх 20-мм авиапушек, установленных в носовой части фюзеляжа, а также неуправляемых и управляемых реактивных снарядов. Боезапас пушек размещается в фюзеляже сзади кабины. Неуправляемые снаряды со складывающимся оперением помещаются в убирающемся блоке под центральной секцией фюзеляжа, где могли размещаться 8-16 НАР. Блок выпускается и убирается автоматически с помощью автоматической системы управления огнём, имеющей вычислительное устройство. Под фюзеляжем могут быть подвешены 2-4 управляемых реактивных снаряда «Сайдвиндер» AAM-N-7 калибра 127 мм, снабжённые инфракрасной системой наведения.

В варианте фоторазведчика F8U-1P в нижней части фюзеляжа размещается фотографическое оборудование.



Эксплуатация
США
Пара F-8J из 191-й истребительной эскадрильи ВМС США, 1974/1975 год

«Крусейдер» поступил на вооружение под обозначением F8U; в 1962 году в результате унификации обозначений авиатехники в Вооружённых силах США он превратился в F-8.

Первой новый самолёт получила 32-я истребительная эскадрилья «Меченосцы» (Swordsmen), находившаяся на борту авианосца «Саратога» во время его средиземноморского похода в 1957 году. В том же году F-8 поступил в 122-ю истребительную эскадрилью Корпуса морской пехоты США.

В отличие от большинства других палубных самолётов 1950-х годов, «Крусейдер» состоял на вооружении достаточно долго. В истории американских ВМС он обычно упоминается как «последний пушечный истребитель» - появившийся несколько позднее F-4 не имел встроенного пушечного вооружения, а на самолётах четвёртого поколения F-14 и F/A-18 авиапушка уже не играла значительной роли. «Крусейдер» оставался основным американским палубным истребителем вплоть до появления на флоте значительного количества F-4 «Фантом» II в первой половине 1960-х годов.

Он имел высокий уровень аварийности (выше, чем у «Фантома» и «Скайхока»), обычно не прощая пилотам ошибок на посадке, однако при этом обладал уникальной особенностью. В августе 1960 года пилот ВМС США по невнимательности совершил взлёт с авиабазы возле Неаполя (Италия) со сложенными[уточнить] крыльями. Обнаружив нештатную ситуацию лишь на высоте 1,5 км, он сохранил присутствие духа и вместо катапультирования начал слив топлива, одновременно проверяя управляемость машины. Этот полёт продолжался 24 минуты и завершился благополучной посадкой без потери машины. Всего в биографии «Крусейдера» было по крайней мере восемь подобных случаев с американскими самолётами и один с французским[2].

Известна ещё одна необычная история, произошедшая с F-8 в лётной школе. Курсант во время отработки посадки на палубу авианосца (выполняемой на сухопутном макете палубы) дважды не сумел зацепить гаком посадочные тросы. Делая третий заход, он потерял управление и катапультировался. Его F-8H, лишившись пилота, самостоятельно «совершил посадку» на ВПП и зацепил трос, получив при этом лишь небольшие повреждения[2].

Последние американские истребители F-8 были выведены из состава боевых подразделений в 1976 году. Разведывательные «Крусейдеры» прослужили дольше и были окончательно сняты с вооружения Резерва ВМС в марте 1987 года.


Филиппины

В 1977 году ВВС Филиппин закупили 35 самолётов F-8H из числа находившихся на хранении. 25 истребителей были приняты на вооружение, а остальные 10 - разобраны на запчасти. Подготовка пилотов проходила в США. В 1988 году эксплуатация филиппинских самолётов была приостановлена, а в 1991 году машины получили повреждения во время извержения вулкана Пинатубо и были окончательно списаны.


Франция
42 самолёта F-8E(FN), полученные ВМС Франции в 1964-1965 годах, были последними серийными «Крусейдерами». Они состояли на вооружении 12-й и 14-й эскадрилий, в разное время базировавшихся на авианосцах «Клемансо» и «Фош». Вместо ракет AIM-9 французские самолёты могли нести две R530 или R550.

С 1991 года 17 остававшихся в строю машин прошли модернизацию для продления жизненного цикла и получили новое обозначение F-8P. В декабре 1999 года последние французские «Крусейдеры» были сняты с вооружения, что стало концом сорокалетней эксплуатации этого типа самолётов.


Боевое применение
Куба

Разведчики RF-8A сыграли важную роль в ходе Карибского кризиса осенью 1962 года. С 23 октября они выполняли разведывательные вылеты над Кубой в рамках операции «Голубая луна» (Blue Moon). К каждой из целей было «прикреплено» два RF-8 из состава 62-й эскадрильи фоторазведчиков, пара выполняла по два вылета в день, взлетая с авиабазы Ки-Уэст и возвращаясь в Джексонвилль. Известен по крайней мере один случай, когда самолёты подверглись обстрелу с земли, при этом один из них получил повреждения, но сумел вернуться на базу.

После завершения кризиса RF-8 контролировали вывод советских баллистических ракет с Кубы. Интересно, что отображение числа боевых вылетов на фюзеляже самолёта велось в виде мёртвых цыплят - намёк на известный случай, когда Фидель Кастро во время своего пребывания в Нью-Йорке в 1960 году (куда он приехал на заседание Генеральной Ассамблеи ООН) потребовал, чтобы предназначенных ему на обед цыплят убивали и готовили у него на виду во избежание попытки отравления.


Юго-Восточная Азия
F-8E из 212-й истребительной (всепогодной) эскадрильи КМП США готовится к запуску. Фотография сделана в 1965 году, когда эскадрилья выполняла боевые вылеты во Вьетнаме с авианосца «Орискани».

После возобновления гражданской войны в Лаосе весной 1964 года «Крусейдеры» начали выполнять разведывательные вылеты над этой страной в рамках программы «Команда янки» (Yankee Team). В июне два F-8 были сбиты огнём с земли; пилот одного из них был спасён, пилот другого попал в плен к солдатам Патет-Лао, но сумел бежать.

2 августа 1964 года четвёрка F-8 с авианосца «Тикондерога» приняла участие в первом Тонкинском инциденте, атаковав северовьетнамские торпедные катера пушечным огнём и неуправляемыми ракетами.

«Крусейдеры» ВМС и морской пехоты активно использовались в ходе Вьетнамской войны. Самолёты военно-морских сил в основном действовали над Северным Вьетнамом, выполняя эскортирование групп штурмовиков, обеспечивая прикрытие авианосных группировок, а также привлекаясь к ударам по наземным целям. Широкое применение получили разведывательные варианты. F-8 морской пехоты базировались в Чулай и Дананге и действовали почти исключительно в Южном Вьетнаме (хотя известно, что несколько самолётов были потеряны и на севере), оказывая поддержку наземным подразделениям. Стандартным вооружением были неуправляемые ракеты «Зуни» и бомбы Mk.82.
Загоревшийся F-8, после посадки на авианосце. 1961 год

F-8 были первыми американскими самолётами, встретившимися в воздушном бою с авиацией Северного Вьетнама. Это произошло 3 апреля 1965 года; по вьетнамским данным, в тот день истребителями МиГ-17 был сбит один и повреждён другой «Крусейдер», но американская сторона признала лишь повреждение одного самолёта[3]. Первую воздушную победу на F-8 одержал коммандер Гарольд Марр из 211-й истребительной эскадрильи, 12 июня 1966 года сбивший МиГ-17. Марру удалось подловить противника, когда тот израсходовал значительную часть топлива и попытался выйти из боя; выпущенный с расстояния в полмили (800 метров) «Сайдуиндер» оторвал МиГу хвостовую часть фюзеляжа и часть правой плоскости крыла[4]. Всего на счёт «Крусейдеров» во Вьетнаме было записано 19 сбитых истребителей противника при потере от 3 до 11 самолётов в воздушных боях[5][6][7]. Уступив палубным модификациям F-4 в абсолютном числе побед, «Крусейдеры» превзошли их в относительной результативности. Преимуществами F-8 в сравнении с «Фантомом» были лучшая манёвренность (сравнимая с манёвренностью МиГ-17) и наличие встроенного пушечного вооружения, хотя и не слишком надёжного.

В конце 1960-х и начале 1970-х годов F-8 уже снимались с вооружения ВМС США. Несмотря на это, они всё же приняли участие в новой кампании бомбардировок Северного Вьетнама в 1972 году («Лайнбэкер» I) на «вторых ролях». Всего за восемь лет войны ВМС и КМП потеряли в Юго-Восточной Азии около 170 «Крусейдеров», примерно половина этих потерь произошла по небоевым причинам[8].



Варианты

XF8U-1 (XF-8A) - два прототипа.
F8U-1 (F-8A) - первый серийный вариант. Начиная с 31-го самолёта, двигатель J57-P-12 заменён более мощным J57-P-4A. Построено 318 машин.
YF8U-1 (YF-8A) - один F8U-1, использовавшийся для лётных испытаний.
YF8U-1E (YF-8B) - один F8U-1, переоборудованный в прототип F8U-1E.
F8U-1E (F-8B) - установлен радар AN/APS-67, сделавший возможным ограниченное применение в сложнных метеорологических условиях. Подфюзеляжный контейнер с НАР наглухо закрыт, поскольку на практике никогда не применялся. Первый полёт - 3 сентября 1958 года, построено 130 машин.
YF8U-2 (YF-8C) - два F8U-1, использовавшиеся для испытаний двигателя J57-P-16.
F8U-2 (F-8C) - установлен двигатель J57-P-16 (тяга - 4858/7673 кгс), два подфюзеляжных гребня для улучшения управляемости, Y-образные пилоны для ракет AIM-9 по бокам фюзеляжа (по 2 ракеты на пилон). Первый полёт - 20 августа 1957 года, построено 187 машин. Этот вариант иногда упоминается как «Крусейдер» II.
F8U-2N (F-8D) - всепогодный вариант. Двигатель J57-P-20 (тяга - 4858/8172 кгс). Внутренний контейнер с НАР заменён дополнительным топливным баком. Оснащён системой автоматической посадки APC. Первый полёт - 16 февраля 1960 года, построено 152 машины.
YF8U-2N (YF-8D) - один самолёт, использовавшийся для испытаний в программе F8U-2N.
YF8U-NE - один F8U-1, переоборудованный в прототип F8U-2NE.
F8U-2NE (F-8E) - двигатель J57-P-20A, радар AN/APQ-94 в увеличенном носовом обтекателе, над центрпланом размещён отсек («горб») с оборудованием для наведения ракет «воздух-поверхность» AGM-12 «Буллпап», катапультируемое кресло Мартин-Бейкер. Максимальная боевая нагрузка увеличена до 2270 кг. Первый полёт - 30 июня 1961 года, построено 286 машин (последняя серийная модификация для авиации США).
F-8E(FN) - истребитель завоевания превосходства в воздухе для ВМС Франции. Построено 42 машины.
F-8H - модернизированный F-8D с усиленными фюзеляжем и шасси. Переоборудовано 89 самолётов.
F-8J - модернизированный F-8E. Двигатель J57-P-20A, пилоны для ПТБ, доработанное крыло. Переоборудовано 136 машин.
F-8K - модернизированный F-8C с двигателем J57-P-20A и возможностью нести УР AGM-12. Переоборудовано 87 машин.
F-8L - модернизированный F-8B с подкрыльевыми узлами подвески. Переоборудована 61 машина.
F-8P - модернизированный F-8E(FN) ВМС Франции. 17 машин переоборудованы в конце 1980-х годов для продления жизненного цикла на 10 лет. Использовались до 1999 года.
DF-8F - снятые с вооружения F-8A, использовавшиеся для буксировки мишеней.
F8U-1KU (QF-8A) - снятые с вооружения F-8A, переоборудованные в радиоуправляемые мишени.
YF8U-1P (YRF-8A) - прототипы в программе разработки фоторазведчика F8U-1P
F8U-1P (RF-8A) - невооружённый фоторазведчик на базе F8U-1E. Построено 144 машины.
RF-8G - модернизированный RF-8A.
XF8U-1T - один XF8U-2NE, испытывавшийся как двухместная учебно-тренировочная модификация.
F8U-1T (TF-8A) - двухместный учебно-тренировочный вариант на основе F8U-2NE, фюзеляж удлинён на 0,61 м, пушечное вооружение сокращено до 2 пушек, двигатель J57-P-20A. Первый полёт - 20 февраля 1962 года. Построена 1 машина, несколько переоборудованы из F-8A.
XF8U-3 «Крусейдер» III - новый самолёт на базе F-8, созданный как конкурент F-4; двигатель J75-P-5A. Первый полёт - 2 июня 1958 года. Построено 5 машин.



Технические характеристики

Экипаж: 1 (пилот)
Длина: 16,53 м
Размах крыла: 10,87 м
сложенный: 6,86 м
Высота: 4,8 м
Площадь крыла: 34,84 м²
Стреловидность по линии 1/4 хорд: 42°
Коэффициент удлинения крыла: 3,4
Средняя аэродинамическая хорда: 3,59 м
Профиль крыла: NACA 65A-006 корень крыла, NACA 65A-005 законцовки
База шасси: 5,51 м
Колея шасси: 2,95 м
Масса пустого: 8538 кг
Масса снаряжённого: 9134 кг
Нормальная взлётная масса: 13 646 кг (с 2×AIM-9)
Максимальная взлётная масса: 15 549 кг
Максимальная посадочная масса: 11 793 кг
Масса в бою: 11 704 кг
Масса топлива во внутренних баках: 4158 кг
Объём топливных баков: 5103 л
Силовая установка: 1 × ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-420
Бесфорсажная тяга: 1 × 55,2 кН (5625 кгс) (максимальная)
нормальная: 1 × 40,7 кН (4150 кгс)
Форсажная тяга: 1 × 87,2 кН (8890 кгс)
Длина двигателя: 6,85 м
Диаметр двигателя: 1,03 м

Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0133
Эквивалентная площадь сопротивления: 0,465 м²


Лётные характеристики

Максимальная скорость: 1859 км/ч (на высоте 11000 м)
у земли: 1226 км/ч
Крейсерская скорость: 895 км/ч
Скорость сваливания: 267 км/ч
Боевой радиус:
с 2×AIM-9: 663 км
с 4×AIM-9: 635 км
с 8×Mk-82: 117 км
Практическая дальность:
с 2×AIM-9: 2224 км
с 4×AIM-9: 1930 км
с 8×Mk-82: 1139 км
Перегоночная дальность: 2295 км
Практический потолок: 12 802 м
Скороподъёмность: 118,4 м/с
Время набора высоты:
6096 м за 2,8 мин
9144 м за 4,7 мин
Нагрузка на крыло: 391,7 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
Тяговооружённость: 0,41 / 0,65 (на максимале / с форсажем)
Длина разбега: 780 м (при нормальной взлётной массе)
Длина пробега: 1432 м
Аэродинамическое качество: 12,8


Вооружение

Стрелково-пушечное: 4 × 20 мм пушки Mk-12 с 500 патр.
Точки подвески: 6 (2 под крылом, 4 на фюзеляже)
Управляемые ракеты: до 4 × AIM-9
Неуправляемые ракеты:
на фюзеляже:
4 × 2×127 мм ракет «Зуни» в блоках LAU-33
2 × 2×127 мм ракет «Зуни» в блоках LAU-35
под крылом:
4 × 7×70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU-32/56/68
4 × 19×70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU-3/60/61/69
4 × 4×127 мм ракет «Зуни» в блоках LAU-10
Бомбы: свободнопадающие:
фугасные:
8 × 241 кг Mk 82 или 119 кг Mk 81
4 × 460 кг Mk 83 или 340 кг M117
2 × 925 кг Mk 84
зажигательные:
4 × Mk-77
2 × Mk-79
кассетные:
8 × Mk-20 Rockeye II
4 × CBU-24/29/49
















авиация, military

Previous post Next post
Up