Приказ №303 "О действиях в бою экипажа парохода "Казахстан"", 12 сентября 1941 года.

Jul 30, 2021 10:01


Три оценки одной ситуации, произошедшей с пароходом "Казахстан" во время событий трагического для Балтфлота и всей страны в целом "Таллинского перехода", 27-30 августа 1941 года, унесшего около 15.000 жизней наших моряков, военных и гражданских людей, погибших вместе с 62 боевыми, вспомогательными и транспортными кораблями и судами Балтфлота. Немцы потеряли от 3 до 10 самолетов.

1) Официальная оценка через сообщение Совинформбюро для населения страны:

СОВЕТСКОЕ ИНФОРМБЮРО
15 сентября 1941 г.
Моряки транспортного флота образцово выполняют боевые задания Командования на фронте борьбы с германским фашизмом.
Подлинным героизмом проникнут подвиг семи моряков транспортного флота, награждённых 12 сентября орденами Красного Знамени. Перед лицом смертельной опасности они показали пример высокого сознания своего долга, самообладания и смелости.

Находясь в открытом море, пароход «Казахстан» подвергался нападению большой группы немецко-фашистской авиации. На судне находились пассажиры и раненные. Воздушные бандиты подвергли пароход ожесточённой бомбардировке. На корабль было сброшено много бомб, несколько из них попало непосредственно на палубу. В результате прямого попадания бомб возник пожар.
В создавшейся обстановке выдающееся мужество и отвагу проявили второй помощник Загорулько, старший механик Фурса, боцман Гайнутдинов, машинисты т.т. Слепнер и Шилин, кочегар Шумило и повар Монахов. В течение десяти часов они под непрекращающейся бомбёжкой ликвидировали пожар, исправили повреждённые взрывом и огнём механизмы.
В пути пароход снова подвергался налётам вражеской авиации, но экипаж искусным маневрированием уходил от опасности.
Благодаря исключительной самоотверженности и беспредельному трудовому героизму, экипаж «Казахстан» дошёл своим ходом до базы стоянки. Жизнь пассажиров и раненных была спасена.
Самоотверженность, беззаветная преданность Родине и безупречное выполнение морского долга, проявленные т.т. Загорулько, Фурса, Гайнутдиновым, Слепнером, Шилиным, Шумило и Монаховым заслуживают самого глубокого уважения и всенародной признательности.
2) Исключительный драматизм ситуации, последующий трибунал и попытки спасти от расстрела капитана и еще трех человек из экипажа (неудачно) описан впоследствии в воспоминаниях упомянутым в сообщении и приказе вторым помощником капитана Загоруйко Л.Н. здесь http://epistemology.ru/ognennyj-rejs-paroxoda-kazaxstan-v-dni-velikoj-otechestvennoj-vojny-1941-goda.html

Цитата из длинного текста, чтобы оценить ад ситуации, в которую попал пароход и его экипаж: "...Пассажиры, видя, что мы отходим от острова и тральщики ушли далеко вперед, снова подняли панику. Удачно сманеврировав, право на борт, самолет сбросил четыре бомбы, которые разорвались по две с каждого борта судна, после чего пассажиры просто взбунтовались и силой оружия заставили меня развернуть судно и следовать на остров Гогланд и выброситься на мель. Какой-то капитан-лейтенант (на нем был один китель от формы), выскочил на верх радиорубки и буквально заорал: «Товарищи, кому мы доверились - «торгашу», он же нас ведет к немцам». Не имея никакой возможности прекратить панику (все оружие находилось в руках пассажиров) пошли обратно самым малым ходом в расчете на то, что тральщики заметят наше действие и подойдут к борту и окажут нам помощь. Так это и произошло. Тральщики развернулись, подошли к борту и выяснив причину маневра, оказали помощь в ликвидации паники силой своего оружия, дав мне возможность следовать в Кронштадт. На меридиане острова Ловансаари опять появились самолеты, но опять правильным маневром, бомбы разорвались в воде, не причинив повреждений.
При подходе к острову Сескар мною было дано распоряжение о приведении судна в порядок. Необходимо было похоронить находящихся на всех палубах убитых людей по всем морским правилам, как героев боев на переходе, да они уже начали разлагаться и могли вызвать какую либо эпидемию среди пассажиров. При выполнении этой операции опять появился самолет противника, который идя в пике, сбросил бомбы, но опять удачно сманеврировав, судно уклонилось от попадания. На судне опять поднялась паника. Паникеры, овладев пулеметом, открыли губительный огонь по мостику и надстройкам, вследствие чего много пассажиров было убито. Мне чудом удалось остаться в живых, как раз в этот момент я отошел к телефонисту, для дачи очередной команды на руль и присел на корточки, чтобы прикурить папиросу и пули прошли надо мной. Большая часть пассажиров, возмущенная поступком паникеров, быстро ликвидировала панику и паникеров. На судне снова воцарился порядок. Что спасло меня от гибели, до сих пор не понятно, т.к. мостик представлял из себя решето. После паники вновь, к сожалению, пришлось хоронить уже новые трупы.
2-го сентября, рано утром, п/х «Казахстан» прибыл в Кронштадт, где по требованию должно было быть очищено от оружия и мусора, после выгрузки пассажиров и техники. С окончанием швартовки, на борт прибыли зам. командующего КБФ Пантелеев Ю.А. и нач. политотдела (фамилию не помню) и попросили меня и оставшуюся часть команды подтвердить имеющиеся у них документы о переходе транспорта. Я извинился за свой неопрятный вид: грязное, рваное и в саже обмундирование. Они улыбнулись и сказали: «о какой виде можно говорить после такой передряги».
Сведения у них были настолько точны, что исправлять ничего не было необходимым. Оказалось, что на судне, на одной из автомашин, погруженных в Таллине, была радиостанция, которая сообщала обо всем, что делалось на судне, включая оставление судна капитаном, опроса прибывших членов команды и самого капитана...."

3) Приказ о действиях в бою экипажа парохода "Казахстан", №303 от 12 сентября 1941 года за подписью Сталина.


Великая Отечественная, документы, 1940-е, военный флот

Previous post Next post
Up