Один из примеров правильного по смыслу и чудовищного по последствиям приказа - Об аварийности в частях ВВС РККА, №0018 от 21 мая 1938 года.
Сложилась ситуация замкнутого круга без выхода - в быстро растущей армии в строй ставили тысячи молодых летчиков невысокой степени обученности, сажая их за штурвалы массово выпускаемых самолетов невысокой степени качества. Командование их косили в ходе репрессий, стремительно выдвигая на освобождающиеся высокие генеральские и полковничьи должности вчерашних лейтенантов и капитанов. Когда нет навыков организации службы, нет высокого уровня подготовки и материальная часть зачастую такого себе качества, происходят авиационные происшествия и катастрофы - самолеты разбиваются, летчики погибают. Все это в атмосфере постоянно раскрываемых "заговоров", поисков "шпионов, диверсантов и вредителей", когда такое обвинение может быть повешено на любого человека.
Нарастает критическая масса потерь - сотни самолетов разбиты, сотни пилотов погибли. Командование ВВС начинает скрывать происшествия от верхов, снижать количество полетов - получает за это обвинения в шпионско-вредительской деятельности, направленной на подрыв боеготовности и боевой подготовки ВВС. Командование ВВС начинает активизировать учебную деятельность - опять больше разбитых самолетов, больше погибших летчиков. Получают за это обвинения в том же вредительстве и подрывной деятельности по созданию предпосылок к гибели самолетов и летчиков. В частности, самый молодой командующий ВВС Рычагов, пал жертвой этой системы, когда на совещании у Сталина вспылил и обвинил руководство страны в том, что летчиков заставляют летать на "гробах" и в результате получают эти самые гробы. Сталин такой резкости не ожидал и не простил. Рычагов и ряд других видных командиров ВВС РККА были расстреляны. Особо отвратительна была казнь Смушкевича, который уже не мог подняться на ноги из-за крайне серьезных травм, полученных в результате авиационной катастрофы - врачи не понимали, как он мог летать, когда от тазобедренных суставах у него "осталась одна каша" и он испытывал дикие боли, тем не менее управляя самолетом. Его расстреляли лежащим на носилках.
Показательно, что в выводах о причинах сложившейся ситуации на первом месте стоит ослабление большевистской бдительности, партийно политической работы и обилие до сих пор не искорененных врагов народа. Стоит ли удивляться потом лекциям Михаила Тимина о том, что состояние ВВС РККА по качеству и показателям боевой работы, обученности личного состава так и не смогло выйти на уровень Люфтваффе даже к 1945 году. Казалось бы, сам Сталин утверждал, что кадры решают всё - по крайней мере, он прекрасно это понимал. И в то же время либо инициировал, либо попустительствовал безобразному отношению к этим самым кадрам. Как это так? Загадка. Самое для меня поразительное - это расправы с людьми, которые реально были профессионалами своего дела, по крайней мере лучшими из тех, что у нас были. Боевой опыт, личное мужество есть, авторитет у подчиненных - огромен, желание работать - в наличии. Что мешало просто спустить этих людей с небес на адекватный их способностям уровень, куда сам же их забросил? Видишь, что человек не справляется с командованием ВВС, отправь его командовать обратно корпусом, дивизией, полком. Зачем отдавать в руки палачей, которые принимают его на конвейер раскрытия очередного заговора? Ведь война же на пороге, все прекрасно знают и видят! Надеялись, что такими показательными расправами заставят остальных грамотно летать и воевать, точно бомбить и неукоснительно соблюдать дисциплину, уставы и инструкции? Но это так не работает - неужели не знали, что страх контрпродуктивен для важнейшего на поле боя - для инициативы, решительности, отсутствии шаблонов в тактических решениях, которые далеко не всегда укладываются в какие-либо приказы и инструкции? И что эти же слюди как раз и показывали это в той же Испании, например, импровизируя в боевой работе на ходу. Не понимаю.