Удалось полностью посмотреть двухсерийный советский фильм-драму "Кафедра" 1982 года. Раньше натыкался все то на начало, то на конец картины. Тут охватил сюжет полностью.
Получилось очередное открытие - весьма интересный фильм в жанре производственно-психологической драмы с массой отличных ролей про кафедру кибернетики в №-ском институте.
Неустроенные в личной и профессиональной жизни преподаватели в поисках смысла существования; решающие свои проблемы студенты; студентки и лаборантки, ищущие расположения преподавателей; жестокая смена руководства с душевного, но утратившего профпригодность бывшего ученого на неутомимого, но совершенно бездарного администратора, желающего превратить творчество и научную работу в казарменное существование по уставу.
Фильм снят по одноименной книге Ирины Грековой, которая сама была действующим вузовским преподавателем и автором учебников по математическим предметам (надо поискать).
Профессор Завалишин, известный ученый, заведующий кафедрой института, однажды начинает понимать, что в преклонном возрасте уже ничего нового привнести в науку не может. Он все более отходит от научной работы. Личные переживания, связанные с кончиной любимой жены, заставляют его оставить и преподавательскую работу. После смерти Завалишина на его место назначается профессор Флягин. Новый заведующий искренне хочет улучшить работу кафедры. Однако, он лишен дара руководить людьми. Осознав это, Флягин отказывается от занимаемой должности.
Против Флягина и «дельцов от науки» активно выступает доцент Нина Игнатьевна Осташева, прекрасный специалист своего дела и к тому же мать троих детей. После смерти своего учителя профессора Завалишина Нина Игнатьевна возглавляет комиссию по изучению и сохранению его творческого наследия, но обнаруживает, что в последние годы ничего нового он не создал. Тогда она, чтобы поддержать достойное имя Завалишина в научных кругах, включает в его посмертный сборник свою собственную работу.
https://www.kinopoisk.ru/film/331812/ В свете недавних трагических событий заинтересовала сюжетная линия молодой красивой лаборантки, которую приблизил к себе пожилой профессор, недавно похоронивший супругу.
За внешностью красавицы, однако скрывалось крайне циничное и зубастое существо, легко и непринужденно приведшее своего сентиментального опекуна в могилу.
Ранее встретилось в сети несколько ожесточенных дискуссиий на тему - "А вот раньше в советском образовании такого не было, чтобы молодые студентки и прочие особы в школах ВУЗах крутили отношения с преподавателями!"
Фильм отвечает на этот вопрос тем, что везде работают и учатся живые люди, вступающие друг с другом в самые разные отношения, которые далеко не всегда можно ограничить кодексами, законами и даже принятыми нормами общественной морали.
По понятным причинам выделю эпизод свидания, когда Профессор приглашает лаборантку в свою квартиру на чаепитие с пирогами, ради которого безусловно современная хищница придает себе трогательный вид девушки из профессорской молодости - платье, прическа, только вот с моделью поведения ничего не получается. Слишком жадна, слишком быстра, слишком необразованна и нетактична, и поэтому камуфляжной гармонии внешнего и внутреннего не получается.
Впрочем, и этих горящих глаз хватает, чтобы Профессор переписал на девушку свою квартиру и, видимо, все имущество и накопления, забыв про свою пожилую преданную компаньонку-домоправительницу, прекрасно понимая, что барышня врет ему в глаза о своей жизни и о нецелевом расходовании немалых денежных средств, которые регулярно передаются ей для учебы в Филармонии.
Вполне себе жизненная история, из разряда тех, которые ныне едва не через день обсуждаются на главных телеканалах страны - как так, мол, были люди как люди, и вдруг такое вот.
Как свидетельствует фильм, от политической и экономической формации тяготение людей друг к другу, что в хорошем, что в плохом смысле, не зависит. Было такое и при Ленине и при
Сталине и при царях и князьях, будет оно и при нас после нас.
И ещё - насколько распологающе к себе может выглядеть женщина, пока не открывает рот. В этом смысле фильм дает просто классический пример такой ситуации.
П.с. Видео - под катом внизу.
You can watch this video on www.livejournal.com