Немецкая архитектура в Иерусалиме присутствует капитально. Навскидку можно сразу назвать с десяток домов в Немецкой слободе (она же Мошава Германит), госпиталь Аугуста Виктория, “Немецкую больницу” на улице Штраус, и много-много других домов - как отдельно стоящих, так и собравшихся в целые кварталы. Некоторых из них - как, например, школы Талита Куми, уже нет, а некоторые находятся в запустении.
Так называемый Syrisches Waisenhaus - Сирийский Дом Сирот, известный коренному иерусалимцу под другим именем - Шнеллер - является одним из самых крупных и старых зднаий подобного рода. История этого места такова.
В 1858-61 годах на территории Ливана вспыхнуло восстание христиан-маронитов против притеснения их мусульманами и друзами. Восстание вылилось в кровопролитную гражданскую войну. Друзы вырезали маронитские деревни, убивали маронитов также в городах. Многие дети остались сиротами.
В Иерусалиме сразу несколько монастырей и христианских организаций заинтересовались судьбой несчастных сирот.
Я уже рассказывал как-то о крещеном еврее отце Ратисбоне и его деятельности на поприще помощи сиротам-маронитам. Этот деятель католической церкви был не одинок в своем порыве.
Северная башня
Иоганн Людвиг Шнеллер, протестантский священник и миссионер, прибыл в Иерусалим в 1854 году со своей женой Магдаленой Бёрингер и шестью детьми. Его целью была проповедь христианства среди арабского населения и возрождения имени Христа на Святой Земле. В 1855 году он купил участок земли в трех километрах от арабской деревни Лифта и построил там дом для себя и своей семьи, но жить ему спокойно там не было суждено. Несколько раз вторгались к нему в дом арабские бандиты из деревни Бейт-Сорек и довели немецкого миссионера до того, что он убрался под защиту стен Старого Города в здание протестантской немецкой миссии. Лишь к 1860 году турецкие власти построили здание блокпоста на дороге в Яффо - недалеко от пустующего дома Шнеллера, и немец вернулся в родные пенаты. Сироты-марониты не оставили без внимания доброе сердце немецкого священника, он поехал в Ливан и вскоре вернулся, привезя с собой первую группу детишек. Их поселили в доме Шнеллера. Сам Иоганн Людвиг начал срочный сбор средств на постройку дома сирот - и эти средства сердобольные христиане из Германии и Швейцарии дали ему сполна. К 1861 году было закончено постройкой первое здание комплекса. С тех пор строительство не прекращается, территория обносится каменным забором 3,5 метров высотой, и к 1867 году за стенами Иерусалима возникает целый небольшой городок, окруженный стенами, площадью в 55 дунамов. В нем есть свои дома, банные помещения, прачечные, курятники, церковь. В 1867 году в сиротский дом Шнеллера начинают принимать девочек. Сироты, достигшие 10 лет, могут поступить к Шнеллеру - бесплатно учиться и жить у него. Их обучают домашним работам и ремеслам, учат печь хлеб, заниматься садом и огородом, чинить обувь, ковать железо. Кроме прикладных наук, детей учат и математике, и немецкому языку, читают с ними Святое Писание. Учителя - в основном - из Германии, добровольцы. Весь этот комплекс, этот городок внутри города функционировал под строгим и умным надзором Иоганна Людвига Шнеллера. Ни один христианский сирота не остался без внимания - всех принимали и обучали независимо от национальности. Арабы, армяне, греки, русские - кого только не было у отца Шнеллера. В 1896 году Иоганн Людвиг умер, за это время он успел “вывести в люди” 1500 человек. В 1898 году в “Сирийском сиротском доме” обучались 200 человек.
Blindenheim - Дом для слепых
В 1901 году немецкий аристократ оплатил создание дома для слепых детей - и в 1903 году на территории “городка Шнеллер” возник новый, красивый дом, в котором слепые несчастные дети получили заботу, которой были достойны. Немецкое название заведения “Blindenheim” можно и сейчас прочитать на фасаде.
“Шнеллер” был не только домом для сирот. На территории его размещались типографии, где печатались книги на немецком языке и газеты. Закупленные 8000 дунамов земли давали организации сельскохозяйственную продукцию. Сыновья Шнеллера управляли делами комунны, сидя в Штутгарте. К ним стекались деньги со всей Германии. На эти деньги вокруг комплекса зданий сиротского дома вырос целый район - каждый дом этого района нес на фасаде каменную доску с именем города-спонсора. Часть этих домов, известных как Батей Шнеллер (дома Шнеллера - ивр.) сохранилась до сих пор. На уголовом из них можно прочесть высеченную готическим алфавитом надпись “Мюнхен”, соседний дом носит имя “Петерсберг”.
Само по себе здание сиротского дома, с его высокой колокольней и башней с часами, увенчанной металлическим куполом с громоотводом, с его широким внутренним двором, с его хлебопекарнями, типографиями, подсобными помещениями, доминировало над западной частью Иерусалима, словно бы напоминая о мощи и незыблемости Германской империи. Били колокола, подаренные в 1898 году кайзером Вильгельмом, отмечая германское время на территории Эрец Исраэль. Это время неумолимо подходило к концу…
Под черепичной крышей
Уже во время Первой мировой войны турецкие войска заняли часть зданий в комплексе Шнеллера - там открылись казармы для турецких солдат. В конце 1917 года турок сменили англичане. В 1920 году сын Иоганна Людвига Шнеллера - Теодор Шнеллер - восстановил дом для сирот, туда провели водопровод, электричество, сделали канализационные стоки. Но идеология нацистской Германии проникла сквозь толстые стены, окружавшие сиротский дом. Здесь висели портреты Гитлера и флаги со свастикой. Здесь собирали оружие, готовясь по приказу из Германии начать войну с евреями и англичанами в самом Иерусалиме. В 1939 году солдаты английской армии положили конец Дому Сирот Шнеллера, заняв его, арестовав тех, кто поддерживал нацизм, и устроив там военный лагерь, который назвали “Лагерь Шнеллера”.
После окончания Второй мировой войны, в 1948 году, когда англичане ушли из Эрец Исраэль, “Лагерь Шнеллера” стал еврейской военной базой, и оставался ей до 2008 года. Вся церковная атрибутика - включая колокола и орган - была передана протестантской немецкой церкви. Только алтарь, аккуратно закрытый дощатым ящиком, не заметили, и он продолжал находиться в церковном зале, где для солдат устроили спортзал. В 2010 году, когда солдаты ушли, и “Лагерь Шнеллера” начали реставрировать с целью включить его в комплекс нового жилого района, алтарь неожиданно обнаружили. Его перенесли в церковь Августа Виктория.
Сегодня проводится капитальная реставрация всего комплекса Шнеллер. Вокруг него возводятся новые дома элитного жилого квартала, а само здание сиротского дома собираются сделать музеем.