Музеи и винные ресторанчики города
Положа руку на сердце, признаюсь - музеи в столице Венгрии не дотягивают до музеев западноевропейских стран. Нет, не то, чтобы они были совсем неинтересны, на уровне какого-нибудь краеведческого музея в советском областном центре, но все же богатство Лувра, Британского музея или Прадо затмевает скромных венгерских коллег.
Тем не менее, пренебрегать музеями Будапешта я бы не стал. Начнем с того, что именно здесь функционирует единственный в мире музей метро. И находится он на той самой центральной метростанции, где сходятся все ветки будапештского метрополитена - Деак Ференц тер. Особенно такой музей может понравиться детям и подросткам - ведь в нем можно полазить по старым вагонам, посидеть в кабине водителя метропоезда, полюбоваться на различного рода технические приспособления.
Для любителей живописи - венгерский музей живописи на площади Героев у парка Варошлигет очень и очень неплох. Он располагает огромной коллекцией живописи, полотнами старых мастеров эпохи Возрождения, чудесной коллекцией импрессионистов. Пожалуй, это самый значительный из музеев столицы Венгрии. А посетить его после прогулки по площади Героев - это двойное эстетическое удовольствие. Само по себе здание музея (как и здание выставочного зала напротив) - образец классицизма, строгие здания обрамляют площадь Героев, создавая законченный архитектурный и скульптурный ансамбль. Вообще классическая архитектура, восходящая к трудам Витрувия и других архитекторов античности, часто использовалась в имперских больших городах, особенно в скульптурных и архитектурных комплексах государственного значения, чтобы подчеркнуть преемственность власти (подсознательно) от того недостижимого образца, который - по мнению европейцев - представляла собой Римская Империя. И сегодня «демократия» является священной коровой, во имя которой, порой, совершаются страшные преступления против человеческой природы. Изображения мадьярских вождей на бронзовых конях, с боевым оружием в руках, статуи венгерских королей - все это псевдоантичное богатство резко контрастирует с истинными памятниками времен начала венгерской государственности, которые можно увидеть в другом значительном будапештском музее - Национальном Венгерском музее. Его - такое же, в стиле классицизма, напоминающее немного Британский музей, здание содержит в себе коллекцию исторических артефактов, имеющих непосредственное отношение к народу, о котором повествует хроника Gesta Hungarorum, и тут мы видим поржавевшее железное оружие, простые шлемы, типичные для кочевников, кривые сабли, характерные для тюркских, угорских и алтайских народов, примитивную скульптуру начала второго тысячелетия новой эры, грубые, хотя и интересные каменные статуэтки, простую посуду, детали конской упряжи. Первый памятник письменности на территории Венгрии - тринадцатого века. Это камень, найденный в церкви, на котором есть венгерская надпись, довольно плохо сохранившаяся... как же далеко было «изначальной Венгрии» до гиперцивилизации античного Рима и соседней Византии. Тем не менее, именно в этом музее, как нигде более, интересно наблюдать, как кочевая и дикая нация, уничтожившая Великую Моравию и державшая в страхе Европу (наравне с викингами), постепенно превращалась в утонченный европейский народ, просвещенный, богатый традициями, давший мировой музыке Ференца Листа и Белу Бартока, математике - Яноша Бойяи, Австро-Венгерской империи - лучшие и боеспособнейшие полки. Именно здесь, в Национальном музее, начинаешь понимать национальный характер народа, чьей столицей является Будапешт. А если этнография интересует туриста - то напротив здания Парламента есть великолепный этнографический музей, где можно понять, в чем разница между различными венгерскими этническими группами - палоци, медье, шаркёза, чанго, кунами, ясами, гайдуками, секеи, какие неожиданные родственники кочевого народа обнаруживаются в Казахстане и на границе Египта и Судана.
Не могу не упомянуть музей Будапешта, о котором уже говорил ранее - он находится в Будайском замке и обязателен к посещению для любителя «преданий старины седой», который получает истинное удовольствие от экспонатов времен Римской Империи и Аварского каганата - двух государств, сменивших друг-друга на территории нынешней Венгрии (тогда она называлась Паннонией) еще до прихода ее нынешних хозяев.
В Будапеште есть еще много музеев и мест, рекомендованных к посещению в туристических справочниках и обзорных статьях. Лично от себя я могу посоветовать одно - как можно больше гуляйте пешком. Особенно много красивых зданий и интересных памятников ждут вас в Пеште, где прогулка по концентрическим круговым бульварам (от вокзала Ньюгати, построенного по проекту самого Эйфеля и вдоль по бульвару Терез, Эржебет, Йозеф, по этому пути можно проехать и на трамвае) доставит эстетическое наслаждение любителю архитектуры «сецессион», не могу не упомянуть культовое кафе «Нью-Йорк», любимое место будапештской богемы, и не менее богемный кабачок «Жюль Верн» на улице Ваци.
Ну, а винные бары - это особая статья. Мне сначала показалось, что это некий вариант английского паба, в котором вместо пива пьют вино, но потом я понял, что сама атмосфера таких заведений в корне отличается от «пофигизма и расслабухи» лондонских пивных. Здесь царит совершенно другой настрой - для кого-то это чудесное место для романтических встреч, кто-то просто с удовольствием посидит в тишине у стойки, медленно, глоток за глоточком, пробуя вина - от легких белых до густых, почти черных сухих вин «Бычья кровь», к которым услужливый бармен подаст стакан содовой воды, или палинку - местную водку, настоянную на ягодах или травах, или - на худой конец - виски или коньяк, случайные для венгра напитки для случайных гостей Венгрии. Для любителей есть приятные закуски в виде огромного блюда с разными видами сыров, или такого же немаленького блюда с венгерскими копчеными колбасками. Сюда приходят и молодые, и совсем старые люди, некоторые сидят часами, читая газеты или книги, некоторые - полчаса, перед другими ночными развлечениями, благо количество разного рода ночных клубов и дискотек в Будапеште - огромно. Город не спит до 4-5 часов утра - толпы молодых обалдуев со всех краев Европы, и из США, фланируют по улицам, пьют пиво, болтают, резвятся, и , в общем, никого не обижают. Часто проезжают такси - многие напиваются в дым, и не могут сесть за руль. В такие часы таксисты особенно любят обмануть пьяного туриста и содрать с него втридорога - будьте осторожны. Школьники (отчего им не спится?) сидят на ступенях закрытой в это время церкви и, под звон полуночных колоколов, обсуждают какие-то свои проблемы. Пьяненькие бомжи укладываются на крыльце магазина, на подоконниках витрин, в подъездах, укрываются тряпьем и ветошью, и видят свои собственные, никому не подвластные, сны. Здоровенные полицейские лениво прислонились спинами к рустованной стене старинного дома, для порядка поглядывая на миролюбивую молодежь. И где-то высоко в небе подсвеченные статуи у купола базилики Св. Иштвана равнодушно смотрят на происходящее.