“Рогем” - так на иврите именут курган. Арабы называют курган - “руджум”. В юго-западной части Иерусалима обнаружено около полутора десятков подобных сооружений. Что захоронено под ними - читаем ниже.
Фото автора.
О столичных “черемушках” - новых, но успевших состариться спальных районах города я уже
как-то писал. Интересно, что в ходе дополнительного строительства, прокладки дорог и коммуникаций, в этих невзрачных на вид местах, где дома носили и продолжают нести чисто утилитарную функцию, неожиданно обнаруживаются археологические памятники, напоминающие о проживании еврейского населения в Иудейских горах еще со времен первых царей Израиля и Иудеи.
Посредине тихого района Кирьят Менахем, вытянувшегося на склоне горы над долиной
источников Эйн-Лаван, расположен довольно большой курган, состоящий из мелких и крупных булыжников и песка, у подножия которого находится сеть подземных пещер (закрытых от любопытных решетками), в подобных пещерах ниже в долине расположены могильники периода Первого Храма (10-6 вв. до н.э), где еврейские семьи погребали своих покойников. Сам по себе холм довольно высок - около 10 метров. Подобные курганы (их в археологии называют еще тумулусами) протянулись от Кирьят Менахема до Бет-Зайта. Часть из них была раскопана еще 90 лет назад, а некоторые относительно недавно, но самый крупный - герой нашего рассказа, не особо тронут археологами, несмотря на расположение в центре жилого квартала.
Курганы в основном использовались для захоронения кого-либо или чего-либо. Раскопки иерусалимских курганов вскрыли сходную картину - керамика 8-6 вв. до н.э (время правления иудейских царей) и - в двух случаях, при которых курган раскапывался до основания - каменная платформа.
Археологи, прибегнувшие к анализу ТАНАХа, пришли к выводу, что “рогемим” юго-западной части города скрывают то, что в ТАНАХе называлось “высоты” (“бамот”), на которых проходили культовые церемонии, как языческие, так и чисто иудейские. Случаи борьбы с “высотами” описаны дважды - первым царем, который выступил против языческих культов в Иудее стал Хизкиягу (Езекия), правивший в 8 в. до н.э, а полностью уничтожил языческие культы царь Йошиягу (Иосия) в конце 7 в. до н.э. По всей видимости, евреи применили к “святым местам” испытанный способ сокрытия - похоронили их под огромными кучами песка, земли и камней. Точно так же аккуратно был захоронен
жертвенник Иеошуа Бин-Нунана горе
Эйваль за полтысячи лет до этого. Несмотря на языческое происхождение культовых платформ, к ним отнеслилсь достаточно уважительно.
Некоторые ученые связывают курганы с местами поклонения, установленными еще при царе Шеломо (Соломоне) в 10 в. до н.э. для своих жен-язычниц (как упоминается в ТАНАХе), интересно, что при раскопках были найдены также кости животных и пепел, свидетельствующий о сжигании жертв. Но не было найдено ни одной статуэтки или алтаря языческого происхождения - по всей видимости, с такими предметами правоверные евреи расправились, как сказано в ТАНАХе, растерев в пыль и развеяв по ветру.
У подножия кургана Ора (в километре западнее кургана Кирьят Менахем), расположенного над той же долиной Эйн-Лаван, археологи обнаружили пресс для отжима винограда - с тремя давильнями, канавки которых сходятся внутри пещеры, отштукатуренной изнутри, куда стекал отжатый виноградный сок. Кроме этого, рядом помещается водосборник (его некоторые археологи принимают за микву, ритуальный бассейн более позднего периода), а ниже спускаются по терассам к источнику Эйн-Лаван поля, которые использовались евреями в эпоху как Первого, так и Второго Храмов, а в период турецкого владычества несколько этих полей засевали жители арабского хутора Валаджа, расположенного ниже в долине.
Вот такой - очень интересный - фрагмент истории расположен через дорогу от домов иерусалимского квартала Кирьят-Менахем.