Священный баланс

Feb 06, 2023 18:34





Ежедневные медитации на этой неделе посвящены первой из "семи тем альтернативной ортодоксии" Ричарда Рора:

Писание, подтверждённое опытом, и опыт, подтверждённый Преданием, являются хорошими весами для духовного мировоззрения человека.

В Center for Action and Contemplation используется метафора трехколесного велосипеда, чтобы проиллюстрировать эту динамическую взаимосвязь. Переднее колесо - это опыт, а два задних колеса - это Писание и Предание. Отец Ричард объясняет:

Люди имеют полное право спрашивать проповедников и учителей: "Каким авторитетом вы говорите то, что говорите?". Вот почему я хочу заявить о нашей методологии в самом начале и сказать, что она трехколесная, что позволяет нам двигаться вперед. Переднее колесо, опыт, может показаться удивительным, потому что ни православных, ни католиков, ни протестантов многому о нем не учили. Мы делаем опыт передним колесом, потому что все мы так или иначе фильтруем Писание и Предание через свой собственный опыт! Мы не можем этого не делать. Это здравый смысл. Это очевидно.

Но нам не хватало смелости или, может быть, осознания, чтобы заявить о том, что сейчас мы понимаем как очевидное. Католики думали, что всё наше учение основано на Традиции с большой буквы "Т": Предании первых полутора тысяч лет, по крайней мере. Ну, может быть, но это была больше итальянская традиция, французская традиция, немецкая традиция, а это традиция с маленькой "т".



Так что в CAC мы делаем своей работой возвращение к большому "Т", многолетней Традиции. Что продолжает повторяться? Что продолжает возвращаться, век за веком, в мистиках, святых и соборах церкви? Что продолжают говорить мудрые люди? Католический интеллектуал святой Фома Аквинский (1225-1274) считал, что если это истинно, то это от Святого Духа. [1] А если это от Святого Духа, то это будет продолжать открываться снова и снова.

Писание подтверждается и двумя другими колесами нашего трехколесного велосипеда. Если это правда - а это акт веры, - то мы говорим, что это каким-то образом должно быть найдено в Писании. Оно не может прямо противоречить Писанию. Мы, католики, не слишком хороши в этом. Мы кладем все яйца в корзину Предания. Итак, давай поищем подтверждение в обоих мирах - в стихах из Писания и в трудах мистиков, святых, пророков, Отцов и Матерей Церкви, а также Соборов Церкви. [2]

Начиная с Реформации в шестнадцатом веке, много христианской вражды и непонимания происходило из-за того, что католики и православные делали акцент на Предании, а протестанты - на Писании. Традицию обычно путали с малыми культурными традициями, а протестантский клич "Только Писание!" постепенно превратился в то, что каждая группа выбирала между Писаниями, которые она будет подчеркивать или игнорировать.

Оба течения сейчас показали свои слабости и предубеждения. Им не хватало динамичного третьего принципа переживания Бога: личного опыта, который обрабатывается и отчитывается как Писанием, так и Преданием, а также основательным духовным руководством и консультированием. Это наш трехсторонний принцип в "Живой школе действия и созерцания". [3]

----------

[1] Фома Аквинский, De Veritate, q. 1, a. 8, и Summa Theologia I-II, q. 109, a. 1, ad 1.

[2] Адаптировано из Richard Rohr, "Good Theology Creates Good Politics," CONSPIRE 2021 (Albuquerque, NM: Center for Action and Contemplation, 2021), видео.

[3] Адаптировано из Richard Rohr, Yes, And...: Daily Meditations (Cincinnati, OH: Franciscan Media, 2013), 5.

Previous post Next post
Up