Короче поехал я в Непал на 3 недели кататься на катамаранах и каяках по гималайским речкам в международной компании, состоящей из 4 израильтян (Алла, Боря, Слава и я), 2 русских (Олег и Дима) и одного американца (то же Боря). Имена указываю для тех, кто знает, а чтобы их различать, одного обзову иерусалимским, а другого детроитским. Все мои старые друзья. Катамараны мы везли с собой (один из Израиля и один из России), а каяки собирались снимать там. Не буду останавливаться подробно на каждом дне. Первое впечатление доволно жуткое. Полное отсутствие канализации и элементарной гигиены очень быстро поставило нас в состояние постоянной борбы за выживание. Не дай бог заболеть. Ощущение, что дизентерия там ходит просто пешком. Но мы были готовы. Вся раскладка была сделана заранее и привезена из всех 3 стран, так что добывать на месте нам необходимо было только воду, которую мы отчаянно йодировали и кипятили. Ну и чуть что, сразу жрали в жутких количествах активированный уголь и иммодиум. И ничего, выжили!
Несмотря на местные праздники, в которые мы попали, нам все-таки удалось в намеченные сроки выйти на маршрут на речку Кали Гандаки. Это был четырехдневный маршрут, 3 дня по воде 4-ой категории сложности и день по воде 3-ей категории сложности. Если кто не в курсе, то чем сложнее, тем выше категория. Самая сложная - это 5-ая. Есть еще шестая, но это смертльно опасное на грани невозможного. По этой реке мы шли на двух каяках и двухместном катамаране, где со мной шла единственная в группе дева - Аллочка. Все это в первой половине октября, конец периода муссонных дождей, огромное количество воды, вода очень сильная и мощная, к которой нужно было не только привыкнуть, но и приноровиться. В первое же препятствие мы с девочкой не вписались, и вместо того, чтобы попасть на чистую проносную струю, вынуждены были прыгнуть водопад метра два. Но зашли мы в него четко и сработали как надо. За что, правда, получили по башке от всех остальных за неоправданный риск. Но уже на второй день мы вполне сносно приноровились к воде и шли значительно грамотнее. Правда, один порог решили обнести. По такой высокой воде он казался доволно опасным и для первых двух дней маршрута даже слишком. На третий день даже появилась уверенность переросшая в самоуверенность, за которую тут же мы были наказаны. В очень простом месте я ухитрился порвать балон катамарана. В принципе бывает, ничего страшного, но положение усугублялось тем, что мы должны были вернуться к определенному сроку, чтобы встретить русско-американскую часть группы, а запасного дня на починку у нас не было. Поэтому мы очень обрадовались, когда у нас появилась возможность на полтора ходовых дня присоединиться к рафтам, осуществляющим коммерческий сплав. Они любезно согласились взять нас с собой, а катамаран мы разобрали и разбросали по рафтам. Каяки же продолжили маршрут в расширенной компании. Так бесславно кончилась наша первая речка. Зато мы не опаздали на встречу с ребятами в Покхаре.
Итак, мы теперь в полном составе - 7 человек: три каяка (2 Бори и Слава) и два катамарана двушки (Олег+Дима и Алла+я). Решили идти на 4-ех дневный маршрут на речку Мади Кхола. Это тоже 4, но со значительно меньшим колличеством воды. Классическая крутопадающая речка. С очень жестким для катамарана слаломом и несколькими от 4+ до 5- участками. Для того, чтобы забраться в начало маршрута мы, взяв грузчиков для основного груза, сделали трек порядка 4-5 часов с подъемом метров на 250 и спуском метров на 400. На особенно сложных участках реки Алка уступала место в кате одному из наших каякеров (как правило иерусалимскому Боре), который часть порогов так и прошел, и на каяке и на кате. Ну в общем и целом речка была очень техничной и мы прошли ее довольно чисто.
На этой речке я ухитрился жутко сгореть. У меня пошли волдырями плечи, которые на воде тут же загнивали, как любая открытая рана. И к концу этого маршрута мы извели на меня почти весь запас стерильных повязок и противоожоговых антибактериальных мазей. Пришлось в "населенке" докупаться. Это было очень весело. Я прошу у них стерильную повязку. Они мне дают, я вскрываю упаковку, в ней другая, вскрываю вторую, беру стерильную повязку двумя пальчиками, встряхиваю, а из нее сыпется песок. Вот тебе и стерильная повязочка. Короче, со своими плечами я чувствовал себя достаточно мерзко и решил себе взять день отдыха. Моя напарница (Алка) и русские ребята с катом (Олег и Дима) остались со мной, а трое каякеров (2 Бори и Слава) пошли на однодневку Аппер Сети. А уже на следующий день мы вышли на речку Марсианди, которая должна была стать нашей высшей точкой. Но из-за того, что русским ребятам (Олегу с Димой) нужно было уезжать раньше, нам пришлось сократить маршрут по этой великолепной речке 4-5 категории сложности.
Небольшое лирическое отступление. Кстати, о местных девушках. Это доволно забавные абсолютно безвозрастные создания. По ним невозможно понять, сколько им лет. Один местный водила (машину снять там невозможно, можно поймать частника либо восползоваться услугами таксистов или travel agency) нам сказал, что местные крали с 12 до 15 лет выходят замуж, а если до 25 лет это не удалось, то значит у них нет уже никаких шансов. И действительно, девки там выглядят либо жутко молодыми, либо не менее жутко старыми. Мужики практически не работают, работают почти исключительно женщины, ну еще конечно дети (третий мир). Работа видимо в основном сезонная, поэтому никто никуда не спешит. Видимо, когда рис созревает, есть аврал, а так, работа подождет. Как только появляются туристы, работа прекращается, все, кто работал или просто мимо проходил, тут же забывают, чем занимались и куда шли, садятся в кружок вокруг туристов в лучшем случае на растоянии нескольких метров, а порой и непосредственно рядом. Ходят за тобой по пятам, иногда путаясь под ногами. Жутко навязчивые, но совершенно беззлобные. Конечно же им хочется потрогать все, но достаточно гаркнуть на них один раз, так они больше ничего не трогают. Правда пару раз у нас были инциденты с бросанием в нас камней местными детишками, но на сколько я понимаю, это не правило, а скорее исключение.
Разок это обезьяноподобное исключение попросило подлечить ему сломанный ноготь. Я ему замазал йодом и заклеил бактерицидным пластырем. Так сученок осмелел и стал клянчить пожрать. Обычно они это не делают, хотя бывает. Ему было отказано, так он залез на скалу и стал кидаться камнями. Но здесь ладно, допустим мы его обидели, но когда мы плыли тихо мирно, можно сказать никого не трогали, починяли примусы, и вдруг со скалы в нас летит камень, попадает в каску нашей девочке и чуть не выбивает из ее рук весло. Это уже неприятно.
Еще забавная ситуация была при выходе на начало маршрута на речку Марсианди. В том месте, где мы начинали маршрут, от машины к реке нужно было идти полчаса. Так как перед этим мы еще протряслись в машине часа 4, то решили, как дойдем до речки, пожрем. Наняли мы грузчиков для шмоток и спускаемся к речке. Потихоньку к нам присоединяются куча каких-то местных мужиков из соседней деревни и каждый несет по бревну. Потом я замечаю, что среди них есть пара, которая несет носилки со жмуриком. Короче в нашу толпу (6 нас + несколько грузчиков) вливается похоронная процессия. Хоронить они вообще-то не хоронят, они сжигают на берегу рек свои трупы, забрасывают их камнями и с муссонами все это уносится реками в священный Ганг (все реки в Непале басейна Ганга). Мы очень быстро поняли, что там, где мы собирались складываться, паковаться и обедать, будет происxодить панехида, отпевание и сжигание местного недожившего. Естественно, ни о каком обеде уже речь не шла. Но самое забавное, что местные побросав дрова и покойничка в кучу, сели вокруг нас, как будто делать больше нечего. Короче, труп подождет. (Кстати, я собственными глазами видел человеческие ребра.)
Ну это все лирическое отступление, а остановился я на речке Марсианди. Так вот, вышли мы на нее в уменьшеном составе, т.к. единственной и неповторимой в группе девушке Алке пора было возвращаться в Израиль. Т.о. самый малоопытный из каякеров Борька иерусалимский сел со мной на кат. Описывать Марсианди не буду, так как в интернете есть куча ее описаний. Добавлю только свое мнение, несмотря на то, что самый тяжелый участок Марсианди мы не шли (сократив тем самым маршрут с 4 до 2 дней), речка наидостойнейшая. В ней была и неприрывность порогов классической крутопадающей речки, и сила и мощь речки с большим объемом воды. Действительно, речка требующая хорошей подготовки. Разве что добавлю, что под конец незадолго до конца маршрута наш второй кат (из России) расслабился, Олег с Димой даже вылезли из упоров и сели на задницы, хотя водичка была еще доволно быстрая, но без особых валов и бочек. Впрочем как раз бочку то они и поймали. Катамаран на дрейфе без положительной скорости задом полулагом зашел в бочку, которая благополучно его поглотила, довернула, поставила свечкой на корму и медленно, как в замедленной сьемке, положила килем вверх. Это было очень картинно. Олега с Димой мы быстро выловили и кат затолкали к берегу, так что все обошлось. К сожалению это был не единственный киль с заплывом в нашей группе, но первый, так что самые экстремальные ситуации еще впереди. После Марсианди мы проводили Олега с Димой обратно в Россию и уже на следующий день вышли вчетвером (кат - Борька иерусалимский + я и 2 каяка - Боря детроитский и Слава) на Бхоте Коси. Вообще-то речка однодневка, но мы решили растянуть удовольствие и не спешить, несмотря на то, что нас предупредили о том, что долина реки считается жутко бандитским местом. Для начала на подъезде мы видели демонстрацию каких-то левых (маоистов или коммунистов, пес их знает). Выглядело это так: два человека с огромными красными флагами с огромными серпом и молотом на них и еще один с громкоговорителем. Вот так они шествовали и что-то по-непальски декламировали. Высаживая нас в начале маршрута, водила критически нас оглядел и сказал, что если бандиты к нам придут, то их будет не меньше десяти. Меньше они не сунутся. Не то чтобы это очень обрадовало - вдесятером на четырех. Но к нам так никто и не пришел, так что отстаивать свои кровные деньги и фотоаппаратуру нам не пришлось. При планировании мы считали Марсианди самой сложной рекой из запланированных. Бхоте Коси оказалась не мение сложная. Не буду утверждать, что она более сложная, так как моя оценка необьективна, ибо Бхоте Коси я прошел всю (часть вверх килем, но об этом позже), а Марсианди только половину стандартного маршрута, впрочем об этом я уже писал.
Бхоте Коси - это река 4-5 категории сложности. А "пятерки" в ней очень жесткие и коварные. Основное коварство их заключается в том, что их очень непросто распознать заранее. Мы честно пытались идти аккуратно, ища отмеченные в описании пятерки, чтобы заранее зачалиться, просмотреть, поставить страховку и заснять прохождение. В результате в первые 2 пятерки мы (катамаран) влетели без просмотра, но все обошлось. Каяки же успели зачалиться, просмотреть и пройти аккуратно. Правда в одной из них (порог называется "Лягушка в блендере") в центральной части порога сильнейшим валом сдирает юбку у одного из каякеров (у Славки) и кладет в бочку. Перевернутый каяк выносит, Славка несколько раз пытается встать, но каяк полон воды, а вокруг нет ни одного маломальски продолжительного участка гладкой воды, сплошная пена. Короче он не может упереться о воду и вынужден отстрелиться. На выходе из порога поймали его спасконцом. Мы отделались легким испугом, а его, Славку, конечно потрепало прилично. В пятерке отстреливаться более чем неприятно. Видимо это нас заставило еще более внимательно идти. К тому же мы состыковались с рафтинговой компанией, которая нас как раз догнала.
А впереди был самый сложный, тяжелый и длинный порог всего нашего путешествия (4 речки, Аппер Сети не считаю, я там не был). Это серьезнейший порог 5 категории сложности, состоящий из двух пятерошных ступений, а за ними еще две 4+, после чего река продолжает быть четверкой еще как минимум километр. Первая ступень имеет проход под левым берегом, но с обсолютно нетривиальным, вплоть до невозможного, заходом туда. Впринципе можно было бы попробовать обнести катамаран к левому проходу и тогда есть шанс вписаться. Но рафтеры нам посоветывали эту ступень проходить волоком по правомую берегу. Для этого необходимо было зайти по очень жесткому и узкому заходу под правым берегом и зачалиться в очень маленьком улове непосредственно перед основной (непроходимой с точки зрения рафтеров) ступенью. Для этого сначало там зачалились каякеры (Боря детроитский и Слава). Эти влезут и в маленькое улово. Они вылезли на берег и приготовились ловить кат спасконцами и зачаливать его. Мы же (Боря иерусалимский + я) на кате при заходе под правым берегом начали сxодить со струи немного раньше, чем нужно. Тем самым мы поставили себя лагом в небольшую бочечку перед уловом, которая нас беззастенчиво кильнула. Балон моего напарника Борьки иерусалимского шел по большей траектории, поэтому он сразу отлетел от ката, благополучно приводнился в улово и выбрался на берег. Я же сразу вылез между балонами. Мне тут же был брошен спасконец и тут ... я сделал роковую ошибку, которая мне чуть не стоила головы. У меня сработала первичная установка, что кат надо зачаливать, и я вместо того, чтобы прыгнуть с ката в воду, сxватившись за веревку, чтобы меня вытянули, стал пытаться закрепить спасконец на каркасе ката. Достаточно было только продеть веревку вокруг поперечены и защелкнуть карабин. Кстати, даже если бы мне это удалось, совершенно не факт, что перевернутое судно удалось бы вытащить в улово, настолько мощная была вода. В любом случае веревка натянулась раньше, чем я успел ее продеть через поперечену и ее вырвало из моих рук. Так меня унесло в основную ступень. Как я уже сказал, у ступени был проход под левым берегом, но не было захода в этот проход потому, что вся масса воды шла как бы направо сливаясь жутким водопадом под 90 градусов. Общее падение воды в этом месте было метра 4. И в водопаде было бешенное количество зубов (торчащих скал). Еще при просмотре было ясно, что этот слив непроходим. Вот туда-то меня и понесло. На мое счастье я уже к этому времени находился между балонами, а не плавал рядом с катамараном, что спасло меня от той мясорубки, в которую меня несло. Когда я "на" катамаране падал в этот слив, я думал только о двух вещах - только бы удержаться между балонами и только бы выдержал каркас, а балоны ката в это время выписывали восьмерки, проносясь сквозь эту жуткую пасть. Я удержался, каркас выдержал, и меня понесло в следующую ступень (вторая пятерошная ступень), которая представляла собой огромный котел с огромной варонкой. Когда кат туда влетел, то меня выкинуло с ката, как подброшенную пальцем манету. И я грохнулся в воронку. Тут же получил барабанную дробь камнями по голове (т.е. головой по камням) и памятуя о печальном личном опыте более десятилетней давности, когда меня в пороге оторвало от перевернувшейся байдарки, я себя тут же обругал за то, что "позволил" себя выкинуть с ката. Вытянув руку с веслом наверх (весло я так и не упустил) я с радостью нащупал рядом с собой кат, который на мое счастье не выплюнуло из котла, а держало, подсасывало и трясло. Сxватившись за продолину я выдернул себя наверх, и тут я почувствовал какой-то странный дискомфорт. Как будто у меня что-то с глазами и во рту что-то торчит. Оказалось, что мои очки, привязанные на резинке, соскочили и душка влезла в рот. Держась за кат, который жутко трясло в бочке, я даже успел поправить очки и принять смелое решение как можно скорее перебраться в центр между балонами, откуда перед этим вылетел. Но отпускать кат я уже не хотел ни под каким соусом. Я был на краю балона и каким-то очень хитрым движением ухитрился, промяв ударом снизу вверх нос балона, не отпуская продолины, поднырнуть и сxватиться за поперечину. Тогда я уже, отпустив продолину, стал вылезать на каркас между балонами. В это время кат стало выносить из котла. Две эти ступени настолько меня выжали, что я здорово обессилил. Распер себя между балонами и пытался восстановить дыхание. А по описанию были еще 2 ступени 4+. Когда в перевернутой лодке ничего не делаешь, то ее естественно вносит в разные задницы самым неблагоприятным образом. Так и меня в очередную ступень внесло лагом, и тяжеленный перевернутый катамаран, где все шмотки привязаны снизу (он же перевернут) и центр тяжести значительно ниже воды, неожидано для меня ставит на балон и чуть было не переворачивает опять, а заодно меня чуть было не выбросило еще раз. Как-то я ухитрился удержаться. Силы гравитации взяли свое и катамаран остался вверх килем. Его немного потрясло в бочке и выплюнуло. Однако это меня отрезвило и памятуя об еще одной 4+ ступени я решил, что мне еще есть что делать в этой ситуации. Подгребая веслом, мне удалось ввести себя в очередную ступень носом или кормой, но главное не балоном. Но все равно, положительной скорости не было и кат подсосало в бочке, начало трясти, разворачивать и пытаться поставить на балон. Но здесь я уже был готов. Несколько раз перегружая разные балоны и сделав несколько гребков, я был выплюнут из бочки. Дальше я знал, что особенных задниц не ожидается, но вода остается бурной и мощной. Я начал пытаться сойти со струи и зачалиться. Дважды мне удавалось сойти со струи, спрыгнуть в воду (чуть выше колена), но удержать кат не удавалось. Разок попытался на очередном сливе посадить кат на камни, где был габаритный непроход, но и здесь кат снесло на основную струю. Вконец обессилив, я вяло греб, в очередной раз пытаясь сойти со струи и строя планы, что если до дамбы, до которой остовалось не больше 2 км, зачалиться не удастся, то нужно будет заранее покидать кат и уходить вплавь, т.к. одна из 4 или 5 створок дамбы открыта и прыгать туда не было ни малейшего желания. Неожиданно я почувствовал, что меня кто-то сзади толкает. Это меня догнал один из наших каякеров (Славка), пустившихся за мной вдогонку. Вдвоем нам удалось зачалить кат. Тут же появился и второй каякер (Борька детроитский). Оба каякера были здорово обессилены. Погоня им далась тяжело. Славку, в той бочке, в которой меня выкинуло с перевернутого ката, перевернуло несколько раз через нос и через корму, этаким пропеллером. Борька детроитский говорил, что прошел эту бочку легче, но оба понимали, что отстреливаться они не могут, спасать их некому, а меня нужно догнать. Пока на рафте добрался до нас мой напарник Борька иерусалимский, мы уже успели немного отдышаться. И оставшуюся пару километров прошли нормально. Пораниться я особо не поранился, но сильно побил себе левую руку и прилично расквасил себе левый висок под каской. Видимо во второй ступени меня здорово приложило, но каска выдержала. Вот так закончилась походная часть нашего похода. Потом были еще 2 суток в Катманду, где мы в борьбе с перевесом сушили шмотки. Еще съездили в городишко Нагаркот, из которого в хорошую погоду виден Эверест, но увы, было все затянуто облаками. А вечерком я с Борькой детроитским совершенно случайно, я бы даже сказал по ошибке, попали в качестве гостей местных ювелиров на праздничный деловой обед, который нам не стоил ни копейки. К тому же в это время в Непале был фестиваль и на этом обеде были представления с танцорами. Вообщем было доволно забавно и прикольно. Вылетев из Непала, мы летели через Тайланд, где я ухитрился погулять в Бангкоке часов пять. Это было довольно интересно и очень сильно отличалось от Непала чистотой и ненавязчивым сервисом.
Ну вот, пожалуй и все :)
Непальские фотки