О футбольных агентах и зарплатах футболистов

Jan 08, 2025 10:21


Агент - лицо, помогающее за вознаграждение другому лицу, называемому "принципалом", заключить сделку. Агентом и принципалом могут быть как люди, так и организации. Принципал нанимает агента потому, что агент лучше разбирается в предмете сделки, а также для того, что бы агент тратил время на поиск контрагента, готового заключить сделку на выгодных для принципала условиях.



Футбольный агент - человек или организация, защищающий интересы футболиста или тренера при найме на работу. Зарплата футболистов настолько высока в настоящее время, что они имеют возможность нанимать агентов для защиты своих интересов. Футбольный агент ищет работодателя, готового заплатить работнику самую высокую зарплату, а также выполняет работу юриста при заключении договора с работодателем (или нанимает такого юриста за свой счет). В некоторых случаях агент ведёт переговоры с работодателем, защищая интересы спортсмена, и после заключения договора в случае конфликта работника и клуба.

В подавляющем большинстве случаев спортсмену действительно нужен агент:

- агент тратит время на поиск клуба, который готов заплатить самую высокую зарплату, а спортсмен тратит всё своё время на тренировки (чтобы просить еще более высокую зарплату),

- при заключении контракта спортсмену нужен помощник, разбирающийся в юриспруденции,

- спортсмен может спрятаться за спину агента при торге с клубом. Если спортсмен быстро прогрессирует, то он заинтересован в пересмотре условий контракта. Но спорт - бизнес на болельщиках, а болельщики ценят не только высокие спортивные результаты, но и преданность клубу, за который они болеют. Поэтому спортсмену невыгодно самому проявлять меркантильность, удобнее сослаться на агента: "Моими финансовыми делами занимается агент, я не слежу за его действиями, я целиком сосредоточен на достижении спортивных результатов."

Однако в настоящий момент болельщики озабочены тем, что агенты являются проводниками коррупции в спорте. Спортивные клубы выплачивают фантастические суммы агентам игроков.

Ситуация абсурдная: агент, который при заключении контракта должен защищать интересы игрока, получает деньги от его работодателя "за помощь в заключение контракта". Есть только два разумных объяснения таких выплат. Первое: агент получил взятку от клуба за предательство интересов своего принципала. Если клуб выплачивает агенту сумму, сопоставимую с суммой контракта, значит клуб считает, что агент помог ему сэкономить большую сумму. Объяснение второе: агент обналичивает выплаченную ему сумму и возвращает её наличными менеджеру клуба (вероятнее всего, спортивному директору).

В обоих случаях деятельность агента неправомерна. Если в маловероятном первом случае страдает только спортсмен, доверившийся агенту, то во втором случае страдает весь спорт:

- в клуб попадает не лучший из кандидатов, а тот, у которого понятливый агент,

- менеджмент клуба заинтересован не в достижении лучшего результата, а в максимальном числе трансферов, так как никакая зарплата и премия за положительный результат не сравнится с суммами "откатов" в сотни тысяч или миллионы долларов,

- вакханалия переходов из клуба в клуб убивает интерес болельщиков: мало того, что клуб не может достигнуть высоких спортивных результатов, так еще и нет возможности "поболеть за своих", иногда за 2-3 года состав клуба полностью обновляется,

- спорт криминализируется: в него приходит "чёрный нал", который в дальнейшем может использоваться для подкупа судей и соперников.

Странно, что эти подозрительные операции - выплата вознаграждения агентам игроков - не тревожат владельцев клубов. Они всерьез верят в первую версию? Или эта терпимость вызвана тем, что большинство владельцев клубов - государственные организации, от лица которых выступают чиновники? А спортивные федерации, на словах выражающие обеспокоенность коррупцией в спорте, не предпринимают действенных мер. Российский футбольный союз (РФС) ввел лицензирование футбольных агентов, но не запретил им получать деньги с обеих сторон договора.

Лицо, которое может брать вознаграждение с обеих сторон договора, называется посредник. Посредник получает разовое вознаграждение за единичный контракт, но не имеет никаких прав на футболиста, тем более, эксклюзивных. Посредники действуют обычно на недостаточно коммуникативном рынке, на котором существуют сложности с получением информации. Футбольный рынок насыщен информацией: агенты заинтересованы максимально разрекламировать своего подопечного, работа спортивных отделов клубов состоит в сборе информации. Участие посредника в сделке в таких условиях должно насторожить и владельцев клубов, и правоохранительные органы. А РФС, лицензирующий агентов, должен следить, чтобы посредники не подменяли агентов (например, когда несколько сделок с каким-то игроком организует один и тот же посредник).

Отдельно следует обсудить форму вознаграждения футбольных агентов. Из происходящих событий можно сделать вывод, что большое количество агентов в настоящее время получают вознаграждение за заключение контракта футболиста с клубом. Такая форма вознаграждения вредит футболу: агенты заинтересованы в максимальном количестве переходов. Более правильная система - ежемесячные выплаты с зарплаты футболиста нанятому постоянному агенту. В этом случае финансовые интересы агента и игрока совпадают: они оба заинтересованы в прогрессе спортсмена и увеличении его зарплаты. Не создается ситуации, когда агент заинтересован в любом переходе, в том числе таком, который вредит интересам спортсмена.

Понятна скаредность футболиста - не хочется ежемесячно платить зарплату агенту, если ты годами играешь в одном и том же клубе, а руководство тебя ценит и регулярно повышает зарплату. На практике же агент находит возможность инициировать частые переходы игрока из клуба в клуб и зарабатывает даже больше, чем при ежемесячном отчислении с зарплаты игрока (соответственно, игрок платит агенту больше). Если во взаимоотношении игрока с агентом пытаться хитрить и экономить, то выиграет, как правило, агент.

РФС мог бы предлагать лицензированным агентам придерживаться типового договора с принципалом, в котором вознаграждение агента выплачивается принципалом ежемесячно, рассчитывается в процентах от зарплаты игрока и ограничено сверху, например, 15 процентами (а рекомендуется 5-10 процентов). Такой процент отражает реальный вклад агента (если он не мошенничает), а также затрудняет обналичивание денег через зарплаты игроков. Получение агентом футболиста вознаграждения от клуба должно быть категорически запрещено.

Напоследок совершенно фантазерское предложение по реорганизации зарплат игроков.

Высокие зарплаты артистов и спортсменов - объективная реальность, формируемая рынком. Бороться с ними все равно, что бороться с ветреными мельницами. Обеспокоенность вызывает то, что спортсмены не считают нужным в каждой игре "полностью выкладываться" за такую заработную плату. Если игрок несколько игр в сезоне "растворяется на поле", то это считается нормой. На фоне зарплат футболистов премии за выигрыш игры выглядят лишь приятными безделицами (кроме, возможно, премий за выигрыш принципиальных поединков). Смешно звучит, но профессиональные спортсмены финансово не слишком заинтересованы в выигрыше, большую роль в их старании играют амбиции игроков (как у любителей). Поэтому так ценятся в России тренеры-мотиваторы.

Во всех пособиях указывается, что краеугольным камнем правильной организации бизнеса является финансовая заинтересованность работников в успехе организации. Для реализации этого принципа предлагаю следующий способ оплаты труда футболиста.

К примеру, футболист претендует на зарплату в 1 миллион долларов в год. Ему предлагается ежемесячная зарплата в 15 тысяч долларов. Это вполне достаточная зарплата, чтобы футболист безбедно прожил месяц. Но это только 180 тысяч долларов в год. Остальные 820 тысяч долларов футболисту предлагается в качестве премии. Например, в чемпионате 30 туров, команда претендует на медали, по статистике 60 очков обычно хватает, чтобы занять первое или второе место в первенстве. Игроку предлагается 12 тысяч долларов за каждое очко, которое завоюет команда, то есть 12 тысяч за ничью и 36 тысяч за победу. Если команда наберет 60 очков, то игрок получит свой миллион долларов, если удастся набрать больше очков, то и заработок будет выше. Чтобы исключить конфликты с игроками и улучшить отношения в команде, предлагается не учитывать степень участия игроков в положительно завершенных матчах: финансовые интересы игрока не должны пострадать, если он получил травму или остался на скамейке запасных - игрок должен быть заинтересован в успехе команды и не иметь личных интересов. А нарушение игроком трудовой дисциплины должно караться штрафом, поэтому не учитывается при расчете премии.

Если игрок претендует на зарплату в 2 миллиона долларов в год, а команда ставит задачу удержаться в лиге, то есть набрать около 30 очков, то премия игрока должна составить 1 миллион 820 тысяч долларов в год в случае выполнения командой поставленной задачи. Следовательно, ему предлагается премия в 60,7 тысяч долларов за каждое завоеванное очко.

Зарплата любого футболиста должна составлять одинаковое значение, я предлагаю 15 тысяч долларов, для примера. А вот квалификацию футболиста, и, следовательно, его планируемый вклад в положительный результат команды, клуб определяет величиной премиальных.

Если футболист отказывается от такой прогрессивной схемы оплаты его труда, то либо он не верит в себя, либо в команду. А нужен команде такой игрок?

Такая схема оплаты вызовет ожесточенное сопротивление футболистов, которые в настоящее время могут получать высокую зарплату, независимую от качества их работы. И рынок, точнее конкуренция между клубами, будет на стороне спортсменов. Установлению более справедливой системы оплаты труда спортсмена может помочь федерация, если она установит "потолок зарплат" футболистов, например, в 15 тысяч долларов в месяц, но не будет ограничивать размер премий. И будет следить за тем, чтобы под видом премий не платились высокие зарплаты.

спорт, футбол

Previous post
Up