Смоленск, наши дни. В старом доме с вывеской "Музыка и время" живет семья вампиров: не шалит, никого не трогает, пьет человеческую кровь из донорских пакетиков. Но когда в местном лесочке находят несколько обескровленных тел, Хранители - блюстители закона и порядка - ставят вопрос ребром. Или вампиры предоставят настоящего убийцу, или Хранители казнят кого-то из их семьи. Так начинается история длиной в два сезона плюс новогодний спешл между ними, впереди маячит третий сезон. На редкость обаятельная вещица, смотрела с удовольствием, жду продолжения.
Итак, музыка. Для разгона попробуем понять, почему вампиров поселили именно в этот дом - "Музыка и время".
Музыка, как любое искусство, вечна. При этом она (в отличие от, например, изобразительного искусства) подчиняется понятию "время": у любого музыкального произведения есть начало и конец, драматургия развития, продолжительность, темп и т.д. В итоге получаем дивный парадокс: с одной стороны, музыка вне времени как искусство, с другой, существует только там, где есть время - в нашем человеческом мире. С вампирами то же самое. Они вечны (до тех пор, пока их не казнят, да и то не факт), но могут поддерживать свою жизнь только в мире невечных людей. Параллель "музыка = вампиры". Запомним ее, пригодится.
Теперь о музыке сериала в целом. Что звучит. Как это часто бывает, саундтрек состоит из музыки, которую написали специально для сериала, и вставных вокальных номеров - романсов и песен. Песню из заставки к каждой серии "Призраки завтра" исполняет Илья Лагутенко, который сам играл вампира в "Ночном дозоре". С этого момента я оставляю в покое все вокальные номера (за одним исключением) и рассказываю только о музыке "специально для".
На чем играют. Инструментальная формула "Вампиров" похожа на ту, которую использовали в сериале "Шерлок": инструменты симфонического оркестра, солирующие цимбалы и солирующий контрабас. Почему бы и не да? Жан - доктор и химик в одном лице, Анна следователь, у Ольги в голове целая Википедия, у Женьки нюх как у ищейки, у деда Славы глаз как у орла, и даже пришлый Борис оставляет послания в стиле Мориарти:
Музыкальные темы. Композиторы сериала, Иван Канаев, Денис Воронцов и Евгений Голотенко, придерживаются классической концепции " Музыкальная тема". В "Вампирах" звучит несколько тем, включая главную - ее мы слышим чаще всего (и о ней будет позже). Пока ничего необычного.
Тональность. А вот и необычное подвезли. Вся (!) музыка сериала звучит в одной и той же тональности (ре минор, если кому интересно). Помним про "музыка = вампиры"? Вот оно. Со стороны мелодий - движуха и разнообразие, как в мире людей. Со стороны тональностей - неподвижность и День сурка, как в вечности.
Дай пять. Семья смоленских вампиров состоит из пяти лиц: дед Слава, Жан Иваныч, Ольга, Анна, Женёк. Сюжет обоих сезонов дает понять, что пять - число постоянное: как только что-то происходит с одним членом семьи, тут же появляется кто-нибудь новый. Но если "вампиры = музыка", могли эти пятерки проскочить мимо музыки? Не, никак не могли. И об этом поподробнее.
Глава 1. "Бабушка, бабушка, почему у тебя такие длинные зубы?"
Трогательную пару "Анна + Иван" время от времени сопровождает одна из музыкальных тем. Когда ей дадут прозвучать в полный голос, эта тема окажется мелодией песни "Бейся, сердце, время биться". Вот она:
You can watch this video on www.livejournal.com
Ее мелодия написана в пентатонике - пятиступенной интервальной системе. Пентатоника звучит слегка экзотично, ей приписывают магическое воздействие на слушателя, а некоторые музыкальные коллективы даже называют себя в ее честь.
Теперь внимание, уважаемые знатоки. Не мерещатся ли вам в этой мелодии чьи-то торчащие уши? Или даже зубы? Их хозяин найдется в два счета.
Раз. Эту мелодию мы слышим в качестве темы "Анна + Иван" и песни "Бейся, сердце".
Два. А эту мелодию мы получаем, если переместим предыдущую из минора в параллельный мажор, на полтора тона вверх. Сравните: та же самая пентатоника, те же самые мелодические ходы в ее пределах. Только музыка уже не про вампиров, а про того, с кем их постоянно сравнивают.
Те, кто смог прочитать эту мелодию, наверняка уже где-нибудь под столом. Для всех остальных - сравнение двух мотивов и заодно маленький мэш-ап. Встречайте: волк, зубами щёлк.
И, наконец, главная тема. Звучит так часто, что рискует надоесть. Чтобы не надоела, композиторы то сокращают ее до размера "мотив из трех нот", то увеличивают, добавляя каких-нибудь мелодических стразиков, то что-нибудь меняют: характер, темп, музыкальные инструменты.
Вот она, в разных вариантах. Обратите внимание, что тема никогда не доходит до своего логического завершения: она как бы повисает в воздухе, а потом начинается сначала.
You can watch this video on www.livejournal.com
Она же. Пять нот.
Пять членов семьи.
И я бы в жизни не додумалась, что в этой теме зашифровано что-то еще, если б не второй сезон.
Во втором сезоне появляется новая мелодия (тоже из пяти нот), которая не гуляет сама по себе, а все время норовит прилепиться к главной теме. То спереди, то сзади. Эта новенькая выглядит так:
А в паре с главной темой звучит вот так:
You can watch this video on www.livejournal.com
Ну что, братцы - молодая была уже немолода. Это в сериале она новая, а вообще-то ей 184 годика от роду: перед нами не что иное, как "Вальс-фантазия" за авторством Михал Иваныча Глинки. Который, на минуточку, тоже родом из Смоленской губернии.
Итак, тут пять нот, и там пять нот. Давайте поставим обе мелодии рядом и посмотрим, почему они друг к другу липнут, как Ромео с Джульеттой.
Если в главной теме сериала поменять местами ноты 3 и 4, получится "Вальс-фантазия". Если в "Вальсе-фантазии" поменять местами ноты 4 и 3, получится главная тема сериала.
Милейшая нотная анаграмма, которая является только верхушкой айсберга. Когда композитор на ровном месте начинает нотные перестановки, это почти всегда забор с объявлением "Я здесь закопал какую-то секретную игрушку". Например, зашифрованное слово. Попробуем?
Давайте начнем сначала, но уже в другой знаковой системе, без нот. Перед нами два слова из пяти букв. Если в любом из них поменять местами третью и четвертую буквы, это слово превратится в своего напарника.
1 2 3 4 5 1 2 4 3 5
Если кто-то хочет решить задачку сам, эту дверь не открывайте. Всех остальных приглашаю с собой.
[Три-четыре!]Для начала оставим только то, что уже известно:
∗ ∗ 3 4 ∗ ∗ ∗ 4 3 ∗
Поехали. 1. Элементы 3 4 и 4 3 - по сути одно и то же, только симметричное. Не логично ли предположить, что буквы, которые маскируются под 3 и 4, тоже одна и та же буква? И тоже симметричная - например, "Н"?
2. Вальс Глинки - ключ к шифру, на котором держится вся конструкция с перестановкой знаков: то есть шифровальщикам-композиторам почему-то был важен именно вальс.
Что мы вообще знаем о вальсе, неважно каком? Его размер три четверти. 3/4. Это танец-кружение как символ круга, в том числе в музыке.
И соединяем все вместе. Симметричная буква + 3 4 + круги = О и О. Двое из ларца, одинаковы с лица. Соответственно, получаем два слова-близнеца, то есть одно и то же слово.
∗ ∗ О О ∗
Нам осталось найти последние три буквы. И если прикинуть, какое слово вообще могут зашифровать в сериале про вампиров, ответ найдется сам собой.
Вот такие истории рассказывает музыка сериала. Хороший тамада. И конкурсы интересные.
Эпилог. "Вот и сказочке конец".
А кто слушал, молодец. Если кто-то не наслушался, можно послушать сказочку "Музыка и время". Это вокал и инструментал, который в аудиоряд сериала попал. Кликабельно.