"Good Omens/ Благие знамения" (2019). Музыка, vol.I.

May 18, 2020 22:15

"Композитор Дэвид Арнольд" - это была та самая царица, которая меня соблазнила.
И даже не наличием Арнольда как такового, а тем, что в этот раз он работал без Прайса.

Их дуэт в "Шерлоке" настолько великолепен, что иногда хочется заглянуть этим фокусникам в рукав и понять, кто из них за какую часть магии отвечает.
Вот кто из этих двоих спрятал код 221 B в песенку Эвр?
А закрепить за каждым персонажем свой музыкальный инструмент кто придумал?
А вот эта формула в титрах "Джон + Шерлок + круг" - это чьё?
И тут вдруг такой подарок: целый сериал, где Арнольд сидит за рулем без Прайса, вот ты где мне попался, рыбий глаз, сейчас хоть что-нибудь узнаю.

Сразу оговорюсь, что новая вселенная была для меня суперновая: Гейманопратчетта я не прачеттала, кто на ком стоял не знала, каст брезжил на незамутненном уровне "с белыми крыльями будет Шин, с черными крыльями Тен, ура на озвучке Сатаны ура будет Бенечка ура".
И как Дэвид Арнольд работает в сериалах без Прайса, я тоже была без понятия. Поэтому в поисках ответа на свой вопрос "Что делает в "Шерлоке" конкретно Арнольд", я пытаюсь определить его почерк в "Благих знамениях" и иногда сравниваю этот почерк с другими Арнольдовскими работами.
Вот прямо со сравнения с "Шерлоком" и начну.

Сперва про алгебру, потом про гармонию.
Если "Шерлок" буквально ломился от количества музыкальных тем, в "Good Omens" их гораздо меньше, и на слух это заметно сразу. Тем не менее, за количеством Арнольд и не гонится, потому что делает совсем другой финт.

Сперва он создает яркую, ёмкую музыкальную тему.
Потом делает из нее основу своего рабочего мироздания и заодно визитную карточку сериала (именно ее мы слышим в начальных титрах).
А затем запускает ее в костюмерную и начинает переодевать, не жалея сил и одёжек.

Вот как эта тема изменяется на протяжении сезона - от смены лада до полных перезагрузок стиля.
Карнавал с масками, весь мир театр.


И ведь не сказать, что это караул какой редкий прием. Но вот так навскидку назвать произведения, в которых одна и та же мелодия меняет облик больше пары-тройки раз, я могу только эти:

  • "Черный лебедь" Аранофски, где "Адажио" от Петра нашего Ильича превращается в мелодию музыкальной шкатулки, в рингтон от мамочки и в музыку ночного клуба;
  • "Я шагаю по Москве", где Андрей Петров весь фильм играет с одной и той же мелодией и под занавес превращает ее в песню;
  • "Тайна Коко" студии Пиксар, где песня-оборотень "Remember Me" то любовная баллада, то пафосный концертный номер, то оптимистичное рэгги и даже колыбельная;
  • И "Шерлок", где мотивчики Джона, Шерлока, Мориарти и пр. куда только не заносит по дороге.
    Вот сейчас можно сказать наверняка: когда тамошняя мелодия... ну пусть Шерлока... то скачет, то спотыкается, то марширует, то раздирает сердце в лоскуты - это все дело рук Арнольда.

    А теперь пошли знакомиться с любимой игрушкой композитора.
    Итак.

    Тема, которую строил Арнольд.

    Главная тема "Good Omens" (основной вариант, который мы слышим в заставке) держится на трех сюжетных фишках, как на трех китах. Двух китов нам покажут прямо перед ее премьерным звучанием, третьего - чуть позднее:

    1) "Все началось, как и закончится, в саду", - сообщает нам рассказчик, он же Бог.

    2) Азирафель и Кроули разговаривают, в конце диалога как-то по-особенному сближаясь, будто становясь единым целым.



    3) Азирафель с Кроули под видом прислуги попадают в дом Анти-Антихриста, и демон поет ему колыбельную. "Колыбельная" - это кодовое название цирка с конями: Кроули в образе Мэри Поппинс, текст полный огонь, а у мелодии с оркестровкой явный китайский акцент.

    Теперь разберемся с каждым китом поподробнее. Поясняющие видео прилагаются.

    1) "Все началось, как и закончится, в саду".
    Эту садовую мульку Арнольд тащит к себе и строит главную тему по схеме А - Б - А.
    Где А - это мелодия №1, Б - мелодия №2, и последняя А - повторение мелодии №1 (с некоторыми изменениями, о них позже).

    Вот оно: началось там же, где и закончилось. Круг.
    К кругам я еще вернусь, а пока иду дальше.

    2) Азирафель и Кроули разговаривают, в конце диалога становясь почти единым целым.
    Возможно, вы уже заметили, что мелодия №1 (А) не течет непрерывным потоком - она четко делится на фразы, как разговор. В котором:
  • Одни фразы делают полный круговой оборот, начиная от самого верхнего звука и возвращаясь к нему же - как стрелка у часов;
  • Другие фразы больше похожи на кривые палочки вроде крючков;
  • Три коротких фразы на финальном отрезке с "крючками", но движутся по кругу. Противоположности соединились.

    Вот так Арнольд рисует диалог двух собеседников, один из которых говорит "кружочками", второй "крючочками", а под конец и то и другое звучит одновременно. То есть эти двое о чем-то сговорились.

    В принципе, можно на этом успокоиться - ангел с демоном разговаривают, ну и хватит. Но можно попробовать понять, какая музыкальная фраза кому принадлежит - Азирафелю или Кроули.
    Думаю, образное мышление уже давным-давно вам ответило, но есть еще отличная шпаргалка, которую нам показывают в каждой серии и с которой Арнольд списывал свои кружочки-крючочки:
    [БИНГО!]
    Все "круглые" фразы принадлежат Азирафелю, остальные - Кроули.




    Кстати говоря, в диалоге остался еще один прикол, но о нем чуть позже.

    3) Колыбельная, мелодия №2 (Б). Предыдущий диалог закончился, потому что появился кто-то третий (деточка Антихрист), и фокус временно переместился на него. Хотя ангел и демон все равно болтаются где-то рядом: к оркестру прибавился вокал с мелодией колыбельной, которую пел Кроули, но голос почти ангельский.

    4) И заключительная А (повтор мелодии №1), потому что Арнольд строго следует фразе рассказчика "Все началось, как и закончится, в саду". То есть сады садами, но в начале и в конце истории они все-таки отличаются. Поэтому композитор делает и то и другое: сохраняет и мелодию, и диалог Кроули и Азирафеля, но при этом создает "другой сад":

  • повышает тональность темы на три тона (Тритон как "дьявол в музыке"), и добавляет высоко звучащие скрипки,
  • усиливает линию басов, сделав ее более мощной и агрессивной,
  • добавляет хор, в котором одна половина поет очень высоко, а вторая очень низко.

    Из-за этого диапазон темы сразу распахивается в обе стороны, от глубин до небес: за спинами Азирафеля и Кроули вырастают рай и ад, а диалог ангела и демона дополняется противостоянием двух миров.

    Вот так выглядит главная тема, разобранная на запчасти:
  • А, мелодия №1, диалог Азирафеля и Кроули, под конец какой-то их "общий заговор",
  • Б, мелодия №2, колыбельная-шоу для деточки,
  • А, мелодия №1, повтор и изменение одновременно.
  • А-Б-А (круг) как формула общего строения.
    А теперь все собираем обратно. Поехали!

    Я обещала вернуться к диалогу Азирафеля и Кроули, потому что в нем остался хитрый финт ушами: большинство его фраз начинаются с той же самой ноты, на которой закончилась предыдущая. Прямо как в игре в города, где каждое слово начинается на букву, которой заканчивается предыдущее слово. "Все началось, как и закончится..."
    Мы с вами опять все в саду, дамы и господа. Как у Джерома. И опять ходим кругами.

    Владеющие нотной грамотой могут посмотреть, как оно проявляется в записи.
    [НОТЫ]



    Но это можно понаблюдать и в режиме реального времени. Я показываю, какие ноты Азирафель и Кроули перекидывают друг другу, словно мячик:

    Итак. Главная тема сериала, в которой композитор показывает:
    - двух персонажей, которые звучат то по-разному, то как единое целое - и даже обмениваются общими нотами,
    - круг.

    Ничего не напоминает?
    Вот именно.
    [Тым, тым, ты-дым]


    И даже если Арнольд создавал тему титров "Шерлока" не один, а вдвоем с Прайсом - он явно командовал парадом.


    Дорогие друзья. На этом круги в музыке "Благих знамений" не закончились - они только начались.
    Поэтому во избежание всеобщего головокружения я сделаю перерыв.
    В следующий раз будем кататься на карусели, а также заглянем в гости к "Дракуле" от Мофтиссов.

    To be continued.
  • Алгеброй гармонию, Синема, Музыка, Шерлок

    Previous post Next post
    Up