"Композитор Дэвид Арнольд" - это была та самая царица, которая меня соблазнила. И даже не наличием Арнольда как такового, а тем, что в этот раз он работал без Прайса.
Их дуэт в "Шерлоке" настолько великолепен, что иногда хочется заглянуть этим фокусникам в рукав и понять, кто из них за какую часть магии отвечает. Вот кто из этих двоих спрятал код 221 B в песенку Эвр? А закрепить за каждым персонажем свой музыкальный инструмент кто придумал? А вот эта формула в титрах "Джон + Шерлок + круг" - это чьё? И тут вдруг такой подарок: целый сериал, где Арнольд сидит за рулем без Прайса, вот ты где мне попался, рыбий глаз, сейчас хоть что-нибудь узнаю.
Сразу оговорюсь, что новая вселенная была для меня суперновая: Гейманопратчетта я не прачеттала, кто на ком стоял не знала, каст брезжил на незамутненном уровне "с белыми крыльями будет Шин, с черными крыльями Тен, ура на озвучке Сатаны ура будет Бенечка ура". И как Дэвид Арнольд работает в сериалах без Прайса, я тоже была без понятия. Поэтому в поисках ответа на свой вопрос "Что делает в "Шерлоке" конкретно Арнольд", я пытаюсь определить его почерк в "Благих знамениях" и иногда сравниваю этот почерк с другими Арнольдовскими работами. Вот прямо со сравнения с "Шерлоком" и начну.
Сперва про алгебру, потом про гармонию. Если "Шерлок" буквально ломился от количества музыкальных тем, в "Good Omens" их гораздо меньше, и на слух это заметно сразу. Тем не менее, за количеством Арнольд и не гонится, потому что делает совсем другой финт.
Сперва он создает яркую, ёмкую музыкальную тему. Потом делает из нее основу своего рабочего мироздания и заодно визитную карточку сериала (именно ее мы слышим в начальных титрах). А затем запускает ее в костюмерную и начинает переодевать, не жалея сил и одёжек.
Вот как эта тема изменяется на протяжении сезона - от смены лада до полных перезагрузок стиля. Карнавал с масками, весь мир театр.
И ведь не сказать, что это караул какой редкий прием. Но вот так навскидку назвать произведения, в которых одна и та же мелодия меняет облик больше пары-тройки раз, я могу только эти:
"Черный лебедь" Аранофски, где "Адажио" от Петра нашего Ильича превращается в мелодию музыкальной шкатулки, в рингтон от мамочки и в музыку ночного клуба;
"Я шагаю по Москве", где Андрей Петров весь фильм играет с одной и той же мелодией и под занавес превращает ее в песню;
"Тайна Коко" студии Пиксар, где песня-оборотень "Remember Me" то любовная баллада, то пафосный концертный номер, то оптимистичное рэгги и даже колыбельная;
И "Шерлок", где мотивчики Джона, Шерлока, Мориарти и пр. куда только не заносит по дороге. Вот сейчас можно сказать наверняка: когда тамошняя мелодия... ну пусть Шерлока... то скачет, то спотыкается, то марширует, то раздирает сердце в лоскуты - это все дело рук Арнольда.
А теперь пошли знакомиться с любимой игрушкой композитора. Итак.
Тема, которую строил Арнольд.
Главная тема "Good Omens" (основной вариант, который мы слышим в заставке) держится на трех сюжетных фишках, как на трех китах. Двух китов нам покажут прямо перед ее премьерным звучанием, третьего - чуть позднее:
1) "Все началось, как и закончится, в саду", - сообщает нам рассказчик, он же Бог.
2) Азирафель и Кроули разговаривают, в конце диалога как-то по-особенному сближаясь, будто становясь единым целым.
3) Азирафель с Кроули под видом прислуги попадают в дом Анти-Антихриста, и демон поет ему колыбельную. "Колыбельная" - это кодовое название цирка с конями: Кроули в образе Мэри Поппинс, текст полный огонь, а у мелодии с оркестровкой явный китайский акцент.
Теперь разберемся с каждым китом поподробнее. Поясняющие видео прилагаются.
1) "Все началось, как и закончится, в саду". Эту садовую мульку Арнольд тащит к себе и строит главную тему по схеме А - Б - А. Где А - это мелодия №1, Б - мелодия №2, и последняя А - повторение мелодии №1 (с некоторыми изменениями, о них позже).
Вот оно: началось там же, где и закончилось. Круг. К кругам я еще вернусь, а пока иду дальше.
2) Азирафель и Кроули разговаривают, в конце диалога становясь почти единым целым. Возможно, вы уже заметили, что мелодия №1 (А) не течет непрерывным потоком - она четко делится на фразы, как разговор. В котором:
Одни фразы делают полный круговой оборот, начиная от самого верхнего звука и возвращаясь к нему же - как стрелка у часов;
Другие фразы больше похожи на кривые палочки вроде крючков;
Три коротких фразы на финальном отрезке с "крючками", но движутся по кругу. Противоположности соединились.
Вот так Арнольд рисует диалог двух собеседников, один из которых говорит "кружочками", второй "крючочками", а под конец и то и другое звучит одновременно. То есть эти двое о чем-то сговорились.
В принципе, можно на этом успокоиться - ангел с демоном разговаривают, ну и хватит. Но можно попробовать понять, какая музыкальная фраза кому принадлежит - Азирафелю или Кроули. Думаю, образное мышление уже давным-давно вам ответило, но есть еще отличная шпаргалка, которую нам показывают в каждой серии и с которой Арнольд списывал свои кружочки-крючочки: [БИНГО!] Все "круглые" фразы принадлежат Азирафелю, остальные - Кроули.
Кстати говоря, в диалоге остался еще один прикол, но о нем чуть позже.
3) Колыбельная, мелодия №2 (Б). Предыдущий диалог закончился, потому что появился кто-то третий (деточка Антихрист), и фокус временно переместился на него. Хотя ангел и демон все равно болтаются где-то рядом: к оркестру прибавился вокал с мелодией колыбельной, которую пел Кроули, но голос почти ангельский.
4) И заключительная А (повтор мелодии №1), потому что Арнольд строго следует фразе рассказчика "Все началось, как и закончится, в саду". То есть сады садами, но в начале и в конце истории они все-таки отличаются. Поэтому композитор делает и то и другое: сохраняет и мелодию, и диалог Кроули и Азирафеля, но при этом создает "другой сад":
усиливает линию басов, сделав ее более мощной и агрессивной,
добавляет хор, в котором одна половина поет очень высоко, а вторая очень низко.
Из-за этого диапазон темы сразу распахивается в обе стороны, от глубин до небес: за спинами Азирафеля и Кроули вырастают рай и ад, а диалог ангела и демона дополняется противостоянием двух миров.
Вот так выглядит главная тема, разобранная на запчасти:
А, мелодия №1, диалог Азирафеля и Кроули, под конец какой-то их "общий заговор",
Б, мелодия №2, колыбельная-шоу для деточки,
А, мелодия №1, повтор и изменение одновременно.
А-Б-А (круг) как формула общего строения. А теперь все собираем обратно. Поехали!
Я обещала вернуться к диалогу Азирафеля и Кроули, потому что в нем остался хитрый финт ушами: большинство его фраз начинаются с той же самой ноты, на которой закончилась предыдущая. Прямо как в игре в города, где каждое слово начинается на букву, которой заканчивается предыдущее слово. "Все началось, как и закончится..." Мы с вами опять все в саду, дамы и господа. Как у Джерома. И опять ходим кругами.
Владеющие нотной грамотой могут посмотреть, как оно проявляется в записи. [НОТЫ]
Но это можно понаблюдать и в режиме реального времени. Я показываю, какие ноты Азирафель и Кроули перекидывают друг другу, словно мячик:
Итак. Главная тема сериала, в которой композитор показывает: - двух персонажей, которые звучат то по-разному, то как единое целое - и даже обмениваются общими нотами, - круг.
И даже если Арнольд создавал тему титров "Шерлока" не один, а вдвоем с Прайсом - он явно командовал парадом.
Дорогие друзья. На этом круги в музыке "Благих знамений" не закончились - они только начались. Поэтому во избежание всеобщего головокружения я сделаю перерыв. В следующий раз будем кататься на карусели, а также заглянем в гости к "Дракуле" от Мофтиссов.