Лк. 12, 57 «Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?»
Эта фраза не фигурирует в протестантских списках «золотых изречений», не стала крылатым выражением - но, возможно, в будущем станет. Красивее всего на латыни: «A vobis iudicatem!» Это отнюдь не «познай самого себя». Иисус считает, что человек себя знает достаточно для того, чтобы знать будущее.
Дело вовсе не в том, что человек - творец будущего, своего или чужого. Если дует ветер, вслед за которым придёт жара, то жару делает не ветер, а Солнце. Дело в том, что внутри человека есть реальность, не определяющая, а предвозвещающее будущее. [дальше...]
Пример следует в следующих двух стихах: мирись с врагом, чтобы тот не привёл тебя суд, где судья отправит тебя за решётку. Что, судья коррумпированный? Да нет же - виноват ты, вот и всё. Не виноват - не мирись, спору нет. Но если речь идёт о Судье Высшем, который уж точно неподкупен, то ты - мирись. Мирись потому, что ты - человек. Мирись потому, что справедливость - в наказании и мести, а человечность - в прощении и любви.
На всякий случай, заметим: речь идёт об очень чётко очерченной ситуации - не «если соперник твой напал на тебя», а «если соперник ведёт тебя к судье». Лучше до суда примириться, даже если ты твёрдо рассчитываешь на победу. Потому что примирение и есть высшая победа. Ну, конечно, мириться надо с умом, а то бывают отдельные персонажи, которые сразу набегут с криками про то, что мирись - значит, ложись под меня и не рыпайся.
«По себе суди!»
Внутри себя видит человек не себя и не вечность, но птиц, которые с континента вечности залетели в душу и кружатся, кружатся. О чём они кричат - не знаем мы птичьего языка, но то, что они кружат так же указывает на вечность, как птицы указывали матросам Колумба на Америку.
Внутри себя видит человек то, что в другом видеть не может: жажду другой жизни - но и неспособность жить по собственным идеалам, способность любить - но и всеразъедающую слабость, жажду единения с другим - но и всепоглощающий эгоизм. Что из этого указывает на будущее, а что - на прошлое? Что - свидетель Бога, а что - свидетель свинства? Кто побеждает сиюминутно, а кто - в сиювечно? То-то! Значит, и другому надо простить, и о себе знать, что ты больше себя и своих возможностей
Священник Яков Кротов Когда я кого-то цитирую, я ставлю кавычки. Это древний славянский обычай, берущий свое начало от помещения даров Даждьбогу в берестяное лукошко.
Борис Левин да, не удалось мне смутить Вас подозрением в плагиате :)) , я сам смущен, как неловко пытался выразить восхищение. Я ревную Вас к экзегетике (так ли это называется?), т.к. сам как музыковед, пытаюсь подобным образом говорить о музыке (с более скромными успехами)