Oct 02, 2015 17:19
Спор о геоцентризме показал очень важную вещь: святые отцы придерживались научной позиции своего времени. До Коперника святые отцы пишут о геоцентризме, после Коперника о гелиоцентризме. Вывод прост: вопросы астрономии к богословию, а следовательно и к ереси не имеет никакого отношения. Это просто. А вот теперь сложное.
Вспомним наш любимый Шестоднев. Некоторые считают его догматом на том лишь основании, что есть святые отцы, которые высказались на эту тему за формат 1 день - 24 часа. Одним из аргументов Шестодневцев является неоспоримое утверждение, что отцы вдохновлялись Духом Святым, а Бог сам себе не противоречит. Вроде бы правильно, ведь это вопрос не только археологии, геологии, биологии и прочих наук, но и толкования Священного Писания. Мы же не ищем consensus patrum по вопросам домоводства, воспитания детей, ведения сельского хозяйства, медицины и т.п., хотя святые отцы и по этим вопросам тоже имели что сказать. Мы понимаем, что в этих вопросах на Дух Святой ссылаться не совсем уместно и значит все же как-то разделяем богословие и остальные области знаний. И Святой Дух почему то не вдохновил святых до открытия Коперника на гелиоцентризм. А тем временем, с 19 века святые отцы все чаще и чаще начинают говорить о том, что день творения вовсе не равен дню в 24 часа. Так может и древние святые отцы придерживались в толковании Священного Писания научной точки зрения своего времени? Что скажите?
P.S. Только, пожалуйста, без цитат. Я гуглом умею пользоваться :) Мне интересно что вы сами думаете по этому поводу, если только вы не однобоко смотрели на этот вопрос.
Священное Предание,
Священное Писание,
inquīsītiō,
Православие