Aug 04, 2009 00:58
Как-то я сегодня задумалась о том, что мы не одновременно доходим до одних и тех же знаний, вещей в жизни. И очень интересно наблюдать за тем, как знакомый тебе человек познаёт уже в сознательном возрасте то, что для тебя естественно с детства. Что составляет твой мир, привычно для тебя настолько, что это как вазочка на полке дома.
А тут берут эту самую вазочку, о которой ты знаешь, что она у тебя есть и даже когда-то в детястве ты её рассматривал, и начинают изучать. Причём изучать по-взрослому осмысленно, прилагая уже свой жизненный опыт, совё зрелое сознание.
И ты радуешься тому, что и это теперь ваше общее, что можно об этом поговорить и обсудить, а с другой стороны ты понимаешь, что ты-то сам по себе эту вещь не знаешь хорошо. Что мысль о том, что ты её когда-то занимался или когда-то изучал, участвовал в этом, был там и т.д. отложилась у тебя в голове и застыла как некий постулат.
Мысли о том, что школьную программу очень интересно перечитвать во взрослом возрасте, наверное, стали уже общим местом. А когда речь идёт не об обязательных вещах? Или, во всяком случае, не входящих в эту самую среднюю школьную программу? Я вот столкнулась с несколькими такими вещами до сих пор. Греческая мифология, иностранный язык, литература, опера и православие. Где-то я выступала в роли первооткрывателя, а где-то мои знакомые и друзья.
И вот когда кто-то рядом начинает с азов, с простых и понятных, давно принятых и посталенных на соответствующую полочку вещей, ты сначала думаешь: "Ну как же это просто! Это же так привычно! Я сто лет это знаю! Я так давно это делаю." А вот потом, глядя на тот интерес, на те новые вещи, которые человек в этом во всё открывает, ты понимаешь, что ты так давно это изучал и так самодовольно в это веришь, что даже не заметил, как забыл многие вещи. А он так глубоко и основательно это всё рассматривает, осознаёт, анализирует. И ты тут со своими почти детскими впечатлениями о прочитанном в течение летних каникул, например. И начинаешь заново это всё обдумывать, даже перечитывать, переслушивать, входить как в первый раз.
И самое приятное и интересное то, что вместе с познающим ты тоже всё это вспоминаешь, даже перечитываешь или переслушиваешь. Такое вот взаимное обогащение.
А с другой стороны, когда ты познаёшь вещь уже всем вокруг давно известную, общепринятую, а ты вот такой остолоп и до сих пор этого не знаешь, не прочувствовал и т.д. Кроме стыда, который в жданном случае, штука временная и бесполезная, ощущаешь радость. Радость и причастности к неким общим понятиям и вещам, а с другой стороны ещё некую надежду, что ты посмотришь на всё это по-новому. Со своей жизнеопытной колокольни. И она у тебя соверешнно другая, эта вещь, этот фильм, эта вера...
И вообще процесс познания очень приятен. Вне зависимости от того, кто его осуществляет. Ты сам или люди вокруг. Это некое восприятие и созидание одновременно. И он, на мой взгляд, такая проекция вечности. Ведь пока хоть кто-то помнит книгу, напевает мотивчик, вспоминает диалог или кадр, это прекрасное живёт и не умирает.