Однажды я спросил у своих читетелей,
какой "экстрим" градостроительства им ближе: размазанный по ландшафту Лос-Анджелес, или стремящийся вверх Гонконг. Тогда я с удивлением узнал, что большинство из моих читетелей предпочитают нескончаемую малоэтажную застройку убранистической компактности! Вероятно я неумело описывал гонконгские прелести, а пиар-машина Голливуда слишком хороша в своём деле. Ну что же, я решил попробовать ещё раз.
Сегодня я расскажу как можно передвигаться по Гонконгу, ведь он больше и разнообразней, чем кажется!
* * *
Карты на стол: Это старый пост. Но Гонконк всё ещё прекрасен (
я проверил прошлой осенью), а потому, заслуживает, чтоб вы о нём читали у меня в блоге.
* * *
Гонконг богат общественным транспортом. Таким его количеством трудно будет похвастаться другому городу. Но всё же если вы находитесь в центре Гонконга, то лучше всего передвигаться по нему пешком. В даунтауне, вдоль берега бухты Виктории, где находятся все новейшие небоскрёбы и бизнес-центры, пешком надо ходить на уровне второго этажа.
Весь финансовый центр Гонконга покрывает сеть переходов и мостиков, ведущая пешеходов над землёй (и над пробками и переходами). Это такой гигантский надземный переход, который настолько распространён, что превращает наземный уровень в своего рода подвал!
Эта система называется Central Elevated Walkway System. Её переходы и мостики соединяют почти все здания даунтауна. Вот схема лишь одной её части:
Вторые этажи зданий служат продолжением этой сети - здесь находятся кафешки и бутики, но так же открыт свободный доступ для пешеходов, просто идущих насквозь. Туристы тут даже фотографируются на память!
Эти переходы - лучший способ ходить по даунтауну. Насколько я против надземных переходов в других местах, масштаб этой сети превращает её в новый уличный уровень. Тут можно километрами ходить, не спускаясь на землю!
Переходы даже соединяются с
эскалаторной улицей, которая ведёт вверх к Мид-левелс! То есть можно выйти из аэроэкспресса, и не спускаясь на поверхность земли подняться пол-пути до вершины Пика Виктории!
Так что запомним: в даунтауне ходить лучше поверху, над пробками.
* * *
Как видно на фотографии выше, главные участники гонконгских пробок - красные такси. Ярко-красные такси Гонконга служат одним из его самых узнаваемых символов. Это так же самые многочисленные участники дорожного движения на Центральном острове. Порой других машин вокруг вообще не видно.
Гонконгские такси довезут вас практически в любую точку на территории Гонконга, даже на некоторые из других островов. Но они недешёвые - стоят примерно как у нас в Нью Йорке: $22HK за первые 2км (это почти $3), а ещё надо доплачивать за багаж и домашних животных! Хоть расстояния на центральном часто не очень большие, машинам приходится много вилять. Подавляющее большинство их них производит Тойота. Спереди и сзади в зелёном полукруге написано сколько пассажиров в них вмещается (в основном пять, но бывает и четыре).
Цены - не единственное, что гонконгские такси имеют общего с нью-йоркскими. Так же как их жёлтые собратья, красные машины невероятно фотогеничны, и красят любую фотографию. Это простое правило для начнающего фотографа - каждый снимок станет лучше, если добавить в него красное гонконгское такси. Вот посмотрите... Нет такси:
Есть такси:
По моему тут разница говорит сама за себя. Кто не считает, что с такси намного красивее, может первый кинуть в меня камент.
Кстати помимо красных такси в Гонконге есть ещё и зелёные. Тут опять параллель с Нью Йорком - зелёные такси работают только в Новых Территориях - это районы на севере Гонконга, граничащие с материковым Китаем, из за которых
британцы были вынуждены вернуть территорию в 1997.
В отличие он НЙ, гонконгские зелёные такси чуть дешевле красных.
Ещё бывают голубые такси, они ходят по
острову Лантау. Но зелёных и голубых меньшенство, где-то 80% из такси красные, и ходят в центре.
* * *
Жители Гонконга не желающие пользоваться такси приобретают себе частные машины. Владеть здесь машиной удовольствие дорогое, так что подавляющее большинство из них крутые навороченные тачки. Какой смысл покупать дешёвенькую машину, если всё равно придётся по полной выкладываться за разрешение на парковку и различные взносы?
Многие машины облагаются в Гонконге 100% налогом, чтоб уменьшить количество выхлопов в городе. Именно поэтому в Гонконге очень популярны Теслы, которые такому налогу не подлежат. Такого количества этих электрокаров, как в Мид-левелс, я нигде в мире больше не видал.
Тесла вышла на гонконгский рынок всего полтора года назад, но он уже стал для них одним из самых важных.
* * *
А для нас, туристов, которые в булочную на такси не ездят, есть общественный транспорт. Самый известный из них, двухэтажные тамваи - другая икона Гонконга. Они ходят только вдоль побережья бухты Виктории, но всё равно соединяют при этом несколько популярных туристических районов. Системе трамваев уже более 110 лет. Проезд стоит $2.30HK (где-то 30 американских центов,) независимо от дистанции - это самый дешёвый транспорт во всём Гонконге.
Трамваи полностью обклеивают рекламой, что частично и позволяет удерживать цены на таком низком уровне.
Нередко можно увидеть два-три трамвая подряд, вставших вплотную друг к другу на светофоре. Они так близко кучкуются, что можно подумать, что это вагоны одного состава. Но двойных составов тут не бывает, а тройных и подавно.
Вход в трамваи всегда сзади, а выход - всегда спереди. Самое козырное место конечно на втором этаже спереди над кондуктором.
Оплата производится при выходе.
* * *
Кроме двухэтажных трамваев по городу так же ходят двухэтажные автобусы, но это как-то менее интересно.
Не разу не был на них.
* * *
Второй самый дешёвый транспорт в Гонконге - паром Star Ferry, который возит пассажиров через бухту Виктории, между пристанями на Центральном острове и Чимсачёе в Каулуне.
Паром стоит $2.50HK, и пересекает бухту за несколько минут. По дороге очень хороший вид на оба берега открывается.
Паром намного красивей и дешевле другого способа перебраться с одного берега на другой...
* * *
...метро. Метро в Гонконге обычное, китайское. Называется Mass Transit Railway, или MTR. На нём можно добраться почти в любую часть города, да и на Новые Территории оно ходит, почти вполотную к границе. Стоимость проезда зависит от дистанции. Покупать билет на одну поездку очень легко - в автомате надо просто пальцем ткнуть в нужную станцию, и он высветит вам цену. Постоянные жители пользуются тут картами Octopus, это как
японская SUICA.
Вагоны в Гонконгском метро светлые и просторные (но не в час-пик). А ещё они не разделены, можно пройти вдоль всего состава. Люблю такие.
Как и
в дубайском трамвае тут есть вагоны первого класса, проезд в них дороже. А когда-то это была лишь первоапрельская шутка Тёмы Лебедева...
* * *
Как я уже писал,
на вершину Пика Виктории ходит уникальный трамвай-фуникулёр. Это туристическое развлечение, поэтому он недешёвый. А ещё, по выходным на него нехилые очереди. Если поедете, то стоит сесть справа, оттуда виды города намного лучше. Но если вам не хочется ждать трамвая, то навершину можно и на такси попасть.
Приближаясь к вершине Пика, трамвай проезжает под красивой беседкой. Конечно же она она многоярусная, в истинном гонконгском стиле.
Зачем вообще на вершину забираться? Там очень большой парк, где приятно погулять можно. Есть тропа, ведущая вокруг вершины пика, с неё то и дело открываются красивые виды вниз, на разные части города. А ещё тут стоит туристическая Пиковая Башня (Peak Tower).
Конечная остановка трамвая-фуникулёра как раз находится в подвале этой башни. А на площади перед ней стоит кабинка старого трамвая, которая ходила тут много лет назад. Это напомнило мне
Шибую в Токио, там тоже старый вагон стоит.
На вершине башно расположена смотровая площадка, откуда отркывается прекрасный вид на город. Я бы даже сказал уникальный! В каком ещё городе можно посмотреть сверху вниз на такие высокие небоскрёбы?
В принципе вид можно было бы увидеть, не залезая на самый верх башни (и не покупая билет.) Вот эскалатор ведущий вверх, идёт возле стеклянной стены, сквозь которую тоже всё видно.
Но хитрая администрация заклеила стёкла на площадках возле эскалатора матовой плёнкой с рекламой смотровой. Нечего бесплатно пялится! С самого эскалатора видно хорошо, да пойди что-то сфотографируй в движении. А вот между ними - уже нифига.
Правда я вам открою секрет. Я фото вида снял не со смотровой, и бесплатно. Там в башне есть Burger King, снаружи него терраса. На этой террасе есть тумба высотой с человеческий рост. Если на неё залезть, вид точно такой же. Хотя если вы в Гонконге впервые, можно и на смотровую потратиться (я вот там три раза бывал, и не жалею).
* * *
Мне написали, что я должен больше людей в своих постах фотографировать. Буду работать над этим. Вот вам дама с собачкой.
Нормально?
* * *
После целого дня передвижения по Гонконгу вам может захотеться немного оторваться. Для этого в самом центре есть специальный район - Lan Kwai Fong:
Здесь гуляют туристы, экспаты и местные жители, которые хотят с ними знакомится. (Более по-китайски настроенные жители гонконга сюда не ходят.) LKF - это три-четыре квартала баров и ночных клубов. Повсюду стоят зазывалы, пытающиеся пригласить вас вовнутрь. Вход практически везде бесплатный, касса делается на баре. Из таких мест гремит музыка, и сверкает свет, чтоб привлечь посетителей.
Но самая интересная движуха как раз на улице. Здесь можно спокойно выпивать вне баров. Соседний 7-Eleven делает неплохой бизнес на продаже спиртного. Повсюду ходят группы пьяных туристов (и туристок), все весёлые и охотно фотографируются.
Пососедству бизнесмены обсуждают результаты рабочего дня.
После полуночи Лан Квай Фонг наполняется битком, на улице тут не протолкнуться!
Из толпы масштаб тусовки оценить трудно. К счастью это Гонконг. Всегда можно
обойти вокруг квартала и посмотреть на движуху сверху!
* * *
После бурной ночи в Лан Квай Фонге, наутро советую поситеть в одном из уличных кафе на Центральном острове, и переждать похмелье за чашечкой кофе мимозой и омлетиком.
Таких приятных мест в Гонконге полно, это ещё один повод его любить, если вам вдруг мало
моего главного повода.
* * *
Ну скажите, разве же это не лучше любого Лос Анджелеса?!