Ну что, с момента промежуточных выборов прошло две недели, и сегодня мы наконец знаем, как будет выглядеть распределение власти в американском правительстве на следующие два года. Белый Дом пока остаётся за Демократами, которые также сохранят (и, возможно, даже расширят) своё крохотное превосходство в Сенате. А вот в Палате Представителей большинство - пускай и очень небольшое - перейдёт к Республиканцам. У них будет 222 мест, а у Демократов - 213.
Что это значит на практике? Как повлияет на политическую жизнь страны следующих двух лет? Давайте разбираться.
Главная роль Конгресса - принимать законы. Однако, сделать этого нелегко. Даже, можно сказать, сложно. Законопроект должен быть одобрен обеими палатами, и подписан президентом, который может и вето наложить, если ему что-то не нравится.
В нынешней поляризованной обстановке, Демократы отказываются поддерживать законопроекты Республиканцев, а Республиканцы - Демократов. Никто не хочет дать другой партии набирать политических очков. Это значит, что при грядущем раскладе сил (где у одних большинство в Палате, а у других - в Сенате), и тем и другим будет очень трудно проводить законы своей партии.
Голосование сможет проводиться только по самым широко популярным законодательным инициативам - оппозиция которым будет равносильной политическому самоубийству. Например: "давайте выделим деньги на лечение больных ветеранов".
За первые два года президентства Байдена Демократы сумели использовать своё крохотное большинство в обеих палатах, чтоб провести несколько крупных законов. Оппоненты скажут, что это были неправильные и вредные законы, однако нельзя отрицать что сам факт того, что их удалось принять - некое тактическое достижение демпартии. Но в начале 2023, из-за взятия Республиканцами большинства в Палате, этому придёт конец. (Это, кстати, зеркальное изменение от того, что случилось по итогам выборов 2018 года. Тогда после двух лет всевластия Республиканцев, Палату получили Демократы.)
Чем же будет заниматься Конгресс, когда законодательная деятельность станет предельно сложной? В таких случаях они проводят слушания и расследования. Вот в Конгрессе было проведено несколько
слушаний по вопросам штурма Капитолия, и что к нему привело. Это расследование ведут в основном Демократы. Ожидается, что с нового года комитет, который этим занимается будет расформирован, а на его месте появятся другие расследования: Конгресс займётся вопросом лаптопа Хантера Байдена, и будет пристально искать повод объявить импичмент президенту Байдену (пока среди причин-кандидатов есть
неуклюжий вывод войск из Афганистана и миграционный кризис на границе с Мексикой). Да мало ли чего ещё можно порасследовать?..
И всё же у Республиканцев в сложившейся ситуации есть ещё один козырь: законодательный шантаж. Дело в том, что есть такая категория законов, которые надо принимать для продолжения работы правительства: утвердить бюджет,
поднять допустимый потолок госдолга, и т.д. Если таких законов не принимать, последствия для американской - и мировой - экономики становятся очень серьёзными. Считается, что у партии президента больше причин стараться избежать таких сценариев, а значит партия оппозиции может требовать за своё согласие каких-то уступок.
Например, есть законопроект о бюджете на следующий год. Чтоб его одобрить, Республиканцы могут затребовать внести в него поправку, которая ужесточит процедуру голосования во всей стране. "Хотите ваш бюджет? Только с нашей поправочкой!" И тогда уж Демократы должны решать, идти на такую сделку или нет.
Интересное время впереди!