Меня часто спрашивают: Лёва, а почему ты часто возвращаешься в одни и те же страны? Всё просто. Во многих случаях даже в тех странах, где я уже побывал у меня есть несколько "галочек" - мест, которые я по той или иной причине пропустил в прошлые разы. Одной из таких галочек на летнюю поездку в Исландию были останки самолёта в местечке с красивым названием в Соульхеймасандур.
Я знал о нём уже и в прошлый раз, когда был в Исландии, но мы этот кусок кольцевой проехали впопыхах, так как надо было не опоздать на большой поход по горам. Ну ничего: в этот раз наверстали!..
1. Дело было в 1973 году. Самолёт, принадлежащий ВМФ США доставил что-то в Восточную Исландию, и держал путь назад на авиабазу в Кефлавике, когда из-за какой-то технической неполадки начал терять высоту. На борту было семь человек. Экипаж был вынужден посадить самолёт на чёрный песок ледниковой равнины (сейчас узнал, что правильное название такого места по-русски - "зандр", от исландского слова "sandur", что значит "песчаная местность"). К счастью, никто не пострадал, и вскоре людей эвакуировали вертолётом. А самолёт так и остался там на песке, и лежит уже почти 50 лет.
2. С годами эти останки стали излюбленным местом фотографов. Сперва сюда могли попасьт только опытные знатоки с гидами, а затем место стало доступно для всех инстаграмеров и прочих инфлюэнсеров. Если раньше его надо было искать среди бескрайних равнин по звёздам и компасу, то сейчас это просто очередная достопримечательность на Гугл-картах. Если лень искать,
жмите сюда.
Останки находятся немного западней городка Вик, на
популярном среди туристов южном побережье Исландии. Там даже парковку оборудовали, прямо на обочине главного кольцевого шоссе.
3. Правда, прямо у парковки стоит табличка с предупреждением, что до самого самолёта придётся немного пройтись. А именно - семь километров если туда-обратно.
Ну, подумали мы, и не такое терпели. Я посадил Айю на плечи, и мы двинулись в путь.
4. Надо сказать, что идти три с половиной километра по этому самому зандру - то ещё удовольствие. Дорога ровная, трудности не составляет, но она абсолютно безликая. Вокруг одна плоская равнина. Впереди горизонт, и, если повезло, ещё пара-тройка других туристов. Как будто тебя поместили в странную симуляцию, где вокруг пустота.
Когда шагаешь по столь безликой местности, то уже через минут пятнадцать, кажется, что прошла вечность.
5. Вот эта кочка, поросшая яркой зелёной травой - самая интересная вещь, которая попалась нам по пути.
6. К счастью, минут через сорок пять этого марш-броска, мы увидели впереди цель нашей экскурсии. Вот они, обломки этого самолёта.
7. Не знаю, как сильно он повредился при посадке, у меня сложилось впечатление, что большинство повреждений было нанесено временем и стихией. Но всё же оба крыла кто-то очень аккуратно отпилил. Осталась только центральная часть фюзеляжа.
8. Он продолжает разваливаться. Вот, я нашёл в сети фотографию, сделанную несколько лет назад. На ней видно, что носовая часть у самолёта практически целая.
9. А вот, как было, когда пришли туда мы. Нижняя часть носа отвалилась, и лежала на песке, как будто челюсть механического черепа.
10. Из кабины пилота как сплетение нервов торчит множество проводов.
11. Если посмотреть на обшивку фюзеляжа, то, видно, что тут тоже всё постепенно разлагается. Я так и не понял, откуда взялись эти крохотные дырочки. Неужели кто-то стрелял по этим останкам из оружия?.. А чем (и для чего?) были обведены швы?.. Может кто-то знает?
12. В каких-то местах на обшивку даже приделывали заплаты. Может быть, так закрывали первые дыры, которые образовались на фюзеляже? Но сейчас их не счесть, и заделать все невозможно.
13. А вот на мотогондолах обшивка сохранилась в отличной форме, и швы заклёпок выглядят шикарно.
14. Внутри всё печально... Когда так смотришь, понимаешь, что самолёт постепенно разваливается, скоро дыр будет больше чем стенок.
15. Кое-где сохранились старые (и забавные) надписи:
НЕ КУРИТЬ
БЕЗ ЧЁТКОГО РАЗРЕШЕНИЯ ПИЛОТА
16. Попалась мне и более новая (но всё равно забавная) надпись:
Бёрнинг Мэна не существует
"Не существует?!" подумал я, "А где же тогда
мы с Тоней поженились?!"
17. Кстати, на эти авиаобломки приезжают фотографироваться самые разные люди. Например, вот эта парочка приехала делать свадебные фотографии. Тоже, надо сказать, неплохое место для бракосочетания...
18. Но, конечно самые красивые и популярные кадры этих обломков делают ночью, с северным сиянием. Вот, посмотрите (это не моё):
Так как мы там были летом, никакого северного сияния нам не светило (ха-ха, оцените каламбур!) Летом ведь в Исландии белые ночи. Для сияния надо зимой ехать. Ну или весной. Или осенью. Многие думают, что сияние только зимой (я тоже так думал), но один местный рассказал нам что это на самом деле не так. Главное дождаться, пока белые ночи закончатся. А то в январе 2020 года там у самолёта нашли двух китайских туристов, которые замёрзли насмерть. В Исландии зимой бывает сурово.
19. А нам повезло: мы когда подошли к этим обломкам там было несколько групп туристов, но они все довольно быстро разошлись, так как уже было около шести вечера.
20. Как только мы остались возле самолёта одни, я тут же сделал то, что собирался с самого начала: вскарабкался наверх фюзеляжа. Как это так - топать сюда час от парковки, и не залезть?!
21. Это, кстати нелегко оказалось, так как в некоторых местах металлическая обшивка загнулась, и торчит острыми краями. Но оно того стоило. Там наверху слабые места отмечены табличками, чтоб кто не провалился случайно.
Дорога назад к парковке показалась мне более оживлённой. Мы были, что называется, усталые, но довольные. В конце-концов, я отметил одну из своих исландских галочек!
Другая галочка той поездки:
базальтовый каньон Студлагил А если вы вдруг сами решите спланировать поездку в Исландию,
вот тут есть весь наш круговой маршрут с главными достопримечательностями.