Есть у меня такая слабость: мне трудно заставить себя заранее сесть и прочитать про те места, куда я еду. Зато, попав куда-то, я часто тут же открываю Википедию, чтоб узнать какие-то местные любопытности. Так случилось этим летом в Исландии.
Мы остановились в прекрасном Модрудалуре, и мне тут же понадобилось узнать, кто и когда возвел местную церковь.
В статье вики моё внимание привлекла таинственная строчка: "Недалеко от поселения можно найти Тропический Кунстхалле" (Kunsthalle Tropical). Что?! - подумал я. - Прямо тут рядом? Тропический Кунстхалле? За окном дул холодный ветер исландского лета. Я полез искать, что это такое.
Ресурсы, которые мне удалось найти в сети были в основном на немецком. И гугл-переводчик явно не очень справлялся, потому что сколько я искал, я так и не мог понять, что же это вообще такое, и почему заслуживает упоминайия. (Тогда я ещё не знал, что "Кунстхалле" это что-то вроде художественной галереи.)
Но я всё же понял, что это каким-то боком связано с искусством. "Это галерея, которая разворачивается в вашем воображении," обещала одна страничка.
С одной стороны я понимал, что это скорее всего будет какая-то современная глупость, с другой - найдя эту штуку на карте я понял, что как раз завтра мы будем проезжать в двух минутах от неё, и решил, что можно заглянуть, и посмотреть на эту воображаемую выставку мета-существующего искусства.
1. Напомню вам, что Модрудалур находится посреди Исландского нагорья, и вообще является самым высоким населённым пунктом в стране. Так что даже для прохладной Исландии тут ещё более прохладно, и даже для пустынной Исландии, тут ещё более пустынно. Мы подъехали к повороту на ту дорогу, где находится Кунстхалле, и увидели, что это одна из
"диких" дорог категории F. Указатель предупреждал, что здесь нужен будет джип, потому что предстоят речные переезды.
2. Абсолютно пустая равнина простиралась на многие километры во все стороны, и лишь далеко в синеватой дымке торчала крупная гора, чья вершина была спрятана под шапкой облаков.
3. Ни о каком асфальте не было и речи, хотя дорога пока была довольно ровной. Я ехал строго по навигатору, пока он не показал, что надо остановиться вот тут. Никаких указателей или вывесок у дороги не было.
Я вышел из машины и, держа в руках телефон с гуглокартами, пошёл в сторону отмеченной точки.
4. Нашёл я это место где-то в ста метрах от машины. Увидев его, я сразу понял: оно. Посреди этого пустынного вулканического ландшафта, кто-то аккуратно выложил камни в прямую линию, которая загибалась 90-градусным углом.
5. Камни лежали ровным прямоугольником. Я даже на секундочку задумался, не стоит ли мне найти официальный вход в эту очерченную территорию, но потом пожал плечами и перешагнул через эту границу внутрь Кунстхалле. Надеюсь, что я при этом не наступил ни на чей воображаемый шедевр.
Я походил там пару минут в поисках чего-нибудь, что могло бы сойти за искусство - не воображаемое, а настоящее. Ведь это Исландия - тут на каждом шагу все строят пирамидки из камней. Но даже пирамидки внутри этого прямоугольника не было.
6. Потом я всё же нашёл. Возле дальней границы Кунстхалле кто-то выложил камнями слово "ALIVE". Было немного смешно видеть его посреди столь мёртвого ландшафта. Может в этом и была задумка художника - сыграть на контрастах.
Я вернулся к Тоне, которая ждала всё это время в машине с Айей.
"Ну что там было?" спросила она.
"Какая-то заумная концептуальная муть," ответил я, и показал ей фотографии на телефоне. "Пойдёшь? Я тут посторожу."
"Не. Поехали уже," Тоня махнула рукой.
Позже я узнал, что организаторы Тропического Кунстхалле несколько лет назад перенесли официальное место своего проекта из Исландии в Швейцарию. Выходит, что мне не показалось, что никакого воображаемого искусства там уже нет. Просто посетил остатки, и всё тут.
PS: Если кто-то хочет разобрать, что это всё-таки за проект такой, а потом мне рассказать, то
вот тут их сайт.