В марте мы всей нашей небольшой семьёй полетели в Майами а оттуда доехали до города Саванна, в штате Джорджия. Возвращаться домой мы решили на поезде. Ну, то есть, как "мы решили"... Я, будучи фанатом железных дорог, давно мечтал о таком, Тоня согласилась на эту авантюру, а Айю мы пока ещё не спрашиваем.
Конечно, ехать через страну поездом гораздо медленней, чем лететь (особенно, когда речь идёт об американском поезде!) Самолёт между Нью Йорком и Саванной летит где-то два часа, а поезд идёт все 16! К счастью, нам повезло: поезд в нашем направлении был ночным, так что забронировав себе купе, мы смогли поспать хорошую долю пути. Итак, что же собой представляет американское купе? )Особенно, если учесть, что в Америке спальные вагоны - дорогое удовольствие.) Давайте расскажу.
1. Железнодорожными пассажирскими перевозками по США занимается госкомпания Amtrak - она была создана в начале 70х чтобы спасти индустрию, где частники банкротились один за другим из-за того, что не могли конкурировать с авиалиниями и частными автомобилями. В этом году Amtrak празднует своё 50-летие. Наверное можно считать их американским эквивалентом РЖД.
Компания получает государственное финансирование, правда в последние годы приблизилась к тому, чтоб полностью оплачивать свою деятельность с помощью продажи билетов. На этой карте красными линиями обозначены маршруты дальнего следования, обслуживаемые их поездами:
Как видите, Amtrak соединяет большинство территории страны, хотя есть штаты, куда их поезда вообще даже не заезжают. Тут ещё важно заметить, что на большинстве этих маршрутов, компания не владеет железнодорожным полотном, а платит за пользование грузовым железным дорогам, которые в Америке очень даже процветают.
На карте можно заметить, что множество маршрутов сходятся в Чикаго. Чикаго - важный перевалочный пункт для американских железнодорожников. Например, если я хочу купить билет на поезд из Нью Йорка в Калифорнию, мне придётся делать пересадку в Чикаго (в общей сложности дорога займёт 85 часов!)
2. Чикаго важен ещё и тем, что здесь вся система делится на две части: на территории западней от города Amtrak использует двухэтажные спальные вагоны, которые компания называет Superliner. Вся ж/д инфраструктура западной части страны рассчитана на такие вагоны - туннели, мосты, и т.д.
Пару лет назад мне даже довелось проехать на одном таком поезде с товарищем, и насладиться видами со второго этажа панорамного вагона-салона.
3. А вот на востоке страны такие высокие вагоны просто не пройдут, поэтому тут используют одноэтажные спальные вагоны Viewliner. Это, кстати одна из причин, почему не существует одного поезда, который без пересадок идёт с одного побережья страны до другого.
Важно ещё отметить, что эти поезда дальнего следования ходят 1-2 раза в сутки (а некоторые вообще не каждый день!) и, что в них больше половины вагонов - с сидячими местами. В каждом составе будет всего 2-4 спальных вагона.
Это потому что спрос на них невелик. Дальние железнодорожные поездки - реально не очень эффективный способ добраться из одной части страны в другую, так что этим пользуются в основном ж/д энтузиасты, которые никуда не спешат. Для них поезд чем-то напоминает круиз - важно не столько добраться, сколько насладиться поездкой.
Стоят спальные железнодорожные билеты соответственно: примерно как бизнес-класс в самолёте. Сидячее место из НЙ в Калифорнию можно купить где-то за $200 в один конец - это примерно сопоставимо с билетом на самолёт в экономе, но, напомню вам - переезд займёт вместо пяти часов восемьдесят пять! А вот если вы хотите вытянуть ножки, то придётся раскошелиться. Спальная "комнатушка" (roomette) обойдётся вам в $1700, а полноценное купе на двух человек будет стоить ближе к четырём тысячам долларов!
Даже наш 16-часовой переезд на одну ночь с гаком вышел нам почти в тысячу долларов - и это ещё повезло, что Айя - младенец, и на неё не пришлось покупать билета.
4. Итак, мы садились на поезд в городе Саванне. Когда-то здесь был великолепный железнодорожный вокзал, расположенный прямо в центре города. Его построили в 1902 году, когда казалось, что за железными дорогами будущее большой страны. Однако, как часто случалось в американских городах, к середине XX века народ пересел на личные автомобили, и вокзал перестал пользоваться спросом.
5. Через 60 лет после его возведения, вокзал был снесён, а вместо него построили скромную станцию на окраинах города. Теперь поездам не надо было делать крюк, заезжая в центр: оптимизация! А на месте, где раньше стоял вокзал, власти проложили шоссе.
Так что можно сказать, что Саванна в плане железнодорожного величия упала даже дальше, чем
такой город как Омаха, где два великолепных вокзала хотя бы нашли себе другое применение.
6. Помещение станции изнутри выглядит очень утилитарно, здесь нет никаких декоративных элементов, которыми любили наделять вокзалы, построенные в начале XX века. Ну, хоть чисто - и то хорошо.
7. Вот так выглядит железнодорожный общепит: два торговых автомата с разными чипсами и батончиками. Даже никакого кафе тут нет.
8. Вот и перрон. На всём его протяжении тут пара скамеечек, и столько же мусорных урн. Вот и всё. Печальные остатки былой железнодорожной роскоши.
9. Наш поезд задерживается. О получасовой задержке предупредили ещё днём по СМС, но оказывается, что он будет ещё минут на 45 позже. Это происходит частично из-за того, что частные железные дороги иногда отдают на своих путях приоритет своим же грузовым составам. Но в общем все пассажиры привыкли к такому. Как я сказал, многие энтузиасты воспринимают такие поезда дальнего следования скорее как круизы, чем средство передвижения. Подумаешь, если твой круиз задержался на часик... Ничего страшного. Короче, мы со своим
багажом размером с небольшой цыганский табор заняли одну из скамеек.
10. Пока ждали поезда стемнело. Небо сначала приобрело красивый бархатно-синий цвет, а потом погрузилось в полную тьму.
11. Но вот, наконец он идёт. Огромная махина локомотива прогремела по рельсам, а за ней и целый хвост хромированных вагонов. Amtrak свои вагоны толком не красит, просто рисует на них фирменную красно-бело-синюю полоску.
12. Так как мы восточней Чикаго, спальные вагоны в нашем поезде - одноэтажные Viewliner. Я, если честно их не посчитал, но мне показалось, что в составе их было штуки три. В каждом таком вагоне большая часть места отдана под крохотные "комнатушки" - их 12 штук, и они вмещают до двух пассажиров.
Но с одной стороны есть три "спальни" - эквивалент привычного многим из нас купе. Одна из них попросторней других, она рассчитана на маломобильных пассажиров. Говорят, такое нельзя забронировать через интернет, надо звонить в Amtrak, где могут потребовать доказательство маломобильности. Зато две другие комнатки можно при желании соединить в одно супер-купе (разумеется, это будет вдвое дороже).
13. Коридор через часть вагона с комнатушками проходит в середине. Он довольно узкий - ещё бы - с каждой стороны целое мини-купе на двоих!
14. Вот, кстати она, эта комнатушка. Фото сделано прямо с порога, особо больше места тут нет. Кресла соединяются в одну койку, и ещё одна, откидная, есть наверху. Вас может удивить, но тут прямо в этом мини-купе, возле одного из кресел есть унитаз! Это, кстати, роскошь чисто "восточных" вагонов Viewliner.
Когда я пару лет назад ездил в похожих условиях на западе, там в номере унитазов не было!
15. Ладно, пошли дальше. Так как мы сейчас с дочкой, такая комнатушка для нас не вариант, и мы на троих взяли полноценное купе. Они находятся в дальнем конце вагона, где коридор расположен вдоль стены - как и в купейных вагонах России.
16. Когда я покупал билеты, мне показали вот такой чертёж нашего купе: здесь две койки, кресло в углу, умывальник, и крохотная отдельная комнатка с туалетом и душевой.
Но то эскиз. Давайте посмотрим, как всё это выглядит на самом деле...
17. Хотя стоп! Сперва я должен признаться, что я лоханулся. Не изучил тему заранее. Ведь спальный вагон - он сродни бизнес классу. Я когда беру билет на самолёт в бизнес-классе, заранее узнаю, что к чему, на каких самолётах какие удобства, какими стоит летать, а какими нет. Ведь бывает, что у одной и той же авиакомпании могут быть очень разные салоны.
Но почему-то я даже не подумал, что на поезде может быть что-то подобное. А зря! Нынешние спальные вагоны в массе своей были построены лет 20-30 назад. Все они видали виды. Но, оказывается, несколько лет назад, Amtrak заказал и ввёл в эксплуатацию несколько вагонов Viewliner второго поколения. Их можно легко отличить тем, что там вся обивка лиловая а не синяя. Кроме того, там всё чище и новей, больше розеток, и вообще приятней атмосфера.
Оказывается, по одному такому вагону входит в большинство пассажирских составов Amtrak, и если им позвонить, можно иногда просто попросить, чтоб тебе дали купе в одном из них. К сожалению, об их существовании я узнал лишь позже, когда готовил материал для этого поста. Так что фотография выше - просто снимок из официального Твиттера Amtrak.
18. А вот, как выглядело наше купе. Вдоль одной стены двухместный диванчик, который потом раскладывается в нижнюю койку. Она, кстати, где-то раза в полтора-два шире, чем койки в купейных вагонах РЖД. Думаю, там вполне могут в тесноте да не в обиде спать два взрослых человека. Если, конечно, они друг-другом не брезгают.
Возле окна тут складной столик, и два держателя для чашек.
19. Под потолком в сложенном виде нас ждёт верхняя полка.
20. Если её разложить, становтся очевидно, что она уже нижней, и примерно сопоставима по ширине с российскими полками в купе или плацкарте. Зато у пассажира верхней полки есть своя створка окна с отдельной занавеской, а ещё тут довольно высокий потолок, так что можно даже без проблем сидеть, выпрямившись.
21. Секции нижнего диванчика раскладываются, чтоб сделать койку.
22. А в дальнем углу, возле окна есть очень хитрое складное кресло на шарнире.
23. Прежде чем на нём можно сидеть, его надо развернуть на 90 градусов, и откинуть. В нём один пассажир может сидеть напротив другого, который развалился на гораздо более удобном диванчике с другой стороны стола.
Правда, держать это кресло откинутым постоянно нельзя, потому что оно блокирует вход в туалет/душевую.
24. Это, пожалуй меня больше всего впечатлило. Санузел тут реально крохотный (даже
японцам с их каморками было бы чему поучиться!) Душ расположен прямо над унитазом. Однако всё чисто и опрятно, и в гораздо лучшей форме, чем остальное купе. Кажется, этот душ не так давно ремонтировали.
25. Снаружи есть ещё отдельный умывальник, над которым расположены три зеркальные панели, чтоб можно было собой полюбоваться.
26. Кроме этого тут розетки и выключатели. Розетки возле умывальника наверное не лучшая идея, но похоже это мало кого волнует.
27. В цену билета входит питание. Что резонно: если ты едешь куда-то на протяжении 85 часов, должны же тебя чем-то кормить на поезде! Вообще то там работает полноценный вагон-ресторан, с нормальной посудой и блюдами. Но так как сейчас у нас ковид, во время нашей поездки вся еда была запечатана в одноразовую упаковку, которую явно просто на месте разогрели. Можно вообще попросить, чтоб тебе всё принесли в номер и есть там, но у нас было слишком много вещей, чтоб как-то удобно можно было расположиться возле стола, так что невзирая на коронавирусную опасность мы пошли всё же в вагон ресторан.
28. По общим коридорам поезда развешены напоминалки носить маску, хотя если ты едешь в своём собственном купе (как сделали мы), то, находясь в нём у тебя есть право её снять.
29. Горячий ужин - я взял говядину с пюре и салат.
30. А это - завтрак. Омлет с жаренной картошкой.
31. В общем должен сказать, что купе оказалось довольно удобным - оно на двоих примерно такое же по размеру, как четырёхместные купе в России. Однако нам было тесновато, так как нас всё же было трое, и
у нас для Айи было складное кресло-коляска, не влезающее ни в какие багажные отделения.
А я даже решился принять душ перед прибытием. "Как же так," подумал я - "
на борту самолёта я ходил в душ, а на поезде не пойду?! Не бывать такому!"
32. Особенно здорово было наблюдать за тем, как Айя смотрит в окно на пробегающие мимо пейзажи. (Хотя пейзажи были не самыми красивыми - для этого надо ехать на запад.) Это был для неё первый в жизни поезд (хотя она уже несколько раз бывала на нашем нью-йоркском метро), и она с любопытством изучала все купейные штучки, и вообще оказалась очень любознательной в новой среде.
33. Ну и последним бонусом был тот факт, что приехав в Нью Йорк, мы оказались на
том самом новеньком вокзале, который у нас открыли в самом конце прошлого года. Он конечно слабая замена снесённому в своё время Пенсильванскому Вокзалу, но лучше так, чем никак.
Короче, я остался очень довольный такой поездкой, и, вероятно был бы не прочь прокатиться вновь, но уже по более красивым частям США. Это, конечно, дорогое удовольствие, но если думать о нём как о развлечении, нежели транспорте, то всё становится на свои места.
Ещё по теме: