Кто не любит старые красивые машинки? Я таких не знаю. Вернее, водить их, наверное, удовольствие ещё то, а вот на эстетическом уровне они мне очень нравятся, и когда я попадаю в страну или город, где на улице много старомодных машин, не могу сдержаться, фотографирую их не переставая.
В Северной Македонии именно это со мной и произошло. Когда то страна была частью социалистической Югославии, и тут производили свои машины. Многие из них до сих пор красуются на улицах, безгранично симпатичные, безнадёжно устарелые, и напоминающие мне о моём советском детстве. Давайте я вам покажу результаты своей фотоохоты!
1. В столице Северной Македонии, Скопье, на улицах сплошные иномарки. Они уже давно вытеснили машины доморощенных моделей. А вот если приехать в туристический старый Охрид, то на его узких мостовых ещё вполне себе можно увидеть старые машины вперемешку с новыми.
2. Не поймите меня неправильно - подавляющее большинство автомобилей тут довольно современные (как мне сказали, перекупленные "немцы" и "японцы" с 5-10 летним стажем). Есть и совсем новенькие, как вот эта Тесла.
Но современные машины меня не интересовали - в них нет этого старомодного шарма.
3. То ли дело Юго. Вы только посмотрите на эту прекрасную ретро машину!
4. Сербский концерн Застава был создан для производства оружия ещё в XIX веке. А во второй половине XX на его основе социалистическое правительство Югославии решило развить собственную автопромышленность. Как водилось в те времена в социалистических странах, вместо того, чтоб разрабатывать свою машину, югославы договорились с итальянцами. Заключив сделку с компанией Фиат, Застава в 1980 начала производство своих автомобилей на основе их модели Fiat 127. Эти машины выпускались под маркой "Yugo".
5. Детали для Юго производились по всей стране. Машины вроде как пользовались скромным успехом, и их в какой-то момент даже поставляли в США, где продали 140,000 штук! Но после распада Югославии, производить машины стало сложно - поставщики запчастей оказались вдруг в других странах, да ещё и с натянутыми порой отношениями. После долгих попыток продолжать спасти производство, в 2008 году Застава прекратила продажу Юго, а в 2017 объявила банкротство.
6. На некоторых машинках люк для бензина закрывается на замок - эхо более непростой экономической ситуации в стране.
7.
8. Возможно, именно происхождение от итальянских Фиатов столь импонирует мне в этих машинах - они напоминают мне своих двоюродных братьев, Жигули моего московского детства.
9. Любопытно, какое количество красных машин осталось на улицах. Мне кажется в СССР это был не очень популярный цвет для автомобилей - слишком броско. Или я неправ?
10. А это обновлённая модель Юго, которую начали выпускать в конце 1980х. Дизайн был сделан итальянским бюро легендарного Джорджетто Джуджаро специально для югославского автопроизводителя. Эта модель почему-то называлась "Флорида".
11. У этих машин гораздо более угловатые формы - помню, таких были популярны в конце 1980х.
12. Они в основном двух-дверные.
13. И, тоже, часто красные!
14. Иногда на улицах можно встретить самые настоящие Жигули, продаваемые сюда под экспортной маркой "Лада".
Мне даже рассказали местную шутку про них:
- Какая часть Лады обычно испортится в первую очередь?
- Водитель!
Местные считают эти машины очень надёжными, в первую очередь, потому что их очень легко чинить вручную.
15. Среди старых машин их меньше, но попадаются иногда и французские иномарки. Вот Рено́. Не знаю, что это за старомодная модель, но выглядит симпатично.
16. Ещё одна.
17. А это модель поновей:
18. Великолепный старый Ситроен:
19. А кто знает что это за пучеглазая козявка?
20. Видел пару таких, и у обеих похоже отковыряли фирменный логотип с "морды":
21. На сладкое - микроавтобус очень похожий на легендарный Фольксваген - излюбленный автомобиль хиппи. Похоже, он тут давно отдыхает.
Люблю фотографировать старые машинки в Европе: они тут небольшие и милые.
Классический автопром США - это огромные неповоротливые динозавры (но всё равно красивые).
Кстати, очень любопытная смесь из этих двух стилей была в Гаване, когда я посетил её в 2015.
Там старые машины (до 1960х) были американскими, а новые - советскими. Эдакий авто-фьюжн.