Долина Балием - как нашли затерянный мир

Aug 31, 2015 01:04

В самом сердце Папуасии ( той, что находится в Индонезии) лежит затерянная долина Балием, в которой люди дольше многих других остались незатронуты современной цивилизацией. Именно там я побывал во время своей недавней поездки.



Долина полностью окружена высокими горами, из за чего никто из внешнего мира в ней не бывал до середины 20-го века! История этого открытия очень интересна.



Долгие годы считалось, что горы Маоке ("Снежные горы"), которые тянутся через всю западную Новую Гвинею - один большой массив. Горы эти достигают 4-5 километров, и до 20-го века их никто особо не исследовал. На самом деле, как видно на карте, горы состоят из двух паралельных хребтов. Между ними рельеф опускается, хотя в болшинстве своём местность остаётся горной. Но есть одна небольшая плоская долина, лежащая на высоте 1,700 метров - это и есть Балием.



Даже сегодня, попасть в долину полностью окружённую горами можно только на самолёте - дороги в сюда до сих пор не проложены, хотя правительство Индонезии наконец занялось этим. Все грузы, материалы, автомобили и продукты попадают в Балием по воздуху.



Считается, что папуасы, живущие в долине прожили десятки тысяч лет без какого-либо контакта с внешним миром, который тоже не подозревал об их существовании. Первым о населении долины узнал американец Ричард Арчиболд, который в 1938 году исследовал Новую Гвинею на самолёте. К своему удивлению он увидел густо-населённую долину там, где раньше считалось одни только горы.

Но всемирную славу долина получила семь лет спустя, на закате Второй Мировой, в результате авиакатастрофы...

* * *

В Мае 1945 Германия уже капитулировала, и американцы теснили японские войска повсюду в тихоокеанском театре. Западная Новая Гвинея уже больше года была под их контролем. На военной базе в городе Голландия (сегодня это столица провинции, Джаяпура) американские военные служили расслабленно. С базы военные самолёты возили солдат на увесилительные прогулки над горами, и над диковиной долиной, которую американцы назвали Шангри-Ла - в честь вымышленной затеряной страны.


13 Мая, во время одного из таких полётов, самолёт задел гору и упал. Из 24 человек на борту выжило лишь трое. Раненные, они решили пробираться назад в сторону базы. Через несколько дней поисков, их заметили с воздуха, но сразу никак помочь не могли - в долине не было аэродромов.

Об инциденте узнала пресса, которая раструбила эту историю. Особое внимание уделялось тому, что одной из выживших солдат стала капрал Маргарет Хэйстингс, молодая красивая девушка. Её фотографии сопровождали газетные статьи про катастрофу.

"Красавица в смертельной опасности!" гласили заголовки. "В компании двух отважных военнослужащих, она оказалась в окружении первозданных джунглей, и чернокожих дикарей-людоедов!" - Папуасы региона и вправду имели обыкновение питатся мясом поверженных врагов. История девушки подходила под шаблон популярных сказок про Тарзана и Кинг-Конга. Судьба Маргарет волновала читателей газет, а значит и журналистов.


На самом деле, трое американцев вскоре повстречали папуасов племени Дани. Те никогда не видели белых людей, и приняли гостей радушно, приютив их на месяц. Разумеется, особое внимание было оказано Маргарет. (Вот статья, подробно описывающая общение белых и папуасов.)

Спасти троицу оказалось нелегко, даже для американских военных - приземлить самолёт в долине они не могли. Только появившиеся тогда вертолёты тоже оказались бесполезны - машины были неспособны подниматься достаточно высоко, чтоб пролететь над горами, окружающими долину. Армия послала врачей-парашютистов, которые смогли обработать наконец раны потерпевших. Теперь надо было каким-то образом эвакуировать и их.


Застрявшим американцам с воздуха сбрасывали медикаменты, еду, рации, но было неясно как вытащить их из горной долины.

В конце концов разработали план спасения. В долину спустились военные планеры. Люди погрузились в них, а низко-летящие самолёты зацепляли их на ходу, не приземляясь. Это требовало очень точного пилотажа, но таким образом можно было выбуксировать планеры и вытащить людей из долины без взлётной полосы. Всего потребовалось три захода - один из планеров был сильно повреждён во время операции.

Эти события детально описываются в книге 2011 года "Затерянные в Шангри-Ла" (Lost in Shangri-La).

* * *

Как я уже сказал, папуасы долины Балием жили без какого-либо контакта с внешним миром на протяжении десятков тысяч лет. Когда произошёл их контакт с американцами, они умели пользоваться огнём, возделывать землю, стреляли из луков. Технологически, их цивилизация была на уровне каменного века.



Папуасы в долине делились на три больших пленеми - Дани, Лани и Яли. Эти народы говорили на разных языках, хотя каждый из них дальше делился на множество отдельных деревень, каждая со своим вождём.

Хижины в каждой деревне выглядели вот так:



Все женщины у них живут в женских хижинах, а мужчины - в мужских.

Главным урожаем папуасов был сладкий картофель, он же служил и обменной валютой - например, картофелем платили приданное. Ещё они разводили свиней, которых убивали только по особым случаям, и съедали всей деревней.



Кстати воинственные украшения, торчащие у папуасов из ноздрей - это кабаньи клыки. А воевали папуасы постоянно. Воевать могли отдельные деревни, и целые племена. Правда войны у них были скорее похожи на семейные ссоры - не столько чтоб отхватить землю, или перебить врага, сколько чтоб восстановить справедливость, или поднять статус.



Украл кто-то свинью из соседней деревни?.. Мужчины идут войной на обидчиков, но будут довольны лишь отобрать у них награбленное, или забрать другую свинью. Убили охотники одного племени человека из другого? Племена будут сражаться, но только до тех пор, пока количество убитых с двух сторон не выровняется.

После таких боёв, стороны расходились, чинили оружие и зализывали раны. В долгосрочной перспективе все оставались при своих.

Последние несколько десятилетий, племена в долине вместо такого рода конфликтов устраивают фестиваль папуасской культуры - на него приезжают представители из разных деревень. Именно из-за этого фестивая приехал в папуасию и я.



О фестивале будет отдельный пост, а пока, посмотрим как живёт долина сегодня...

* * *

За окном самолёта красивый рассвет. Мы подлетаем к Папуасии.



Под крылом те самые горы, которые окружают долину Балием.



Сейчас власти Индонезии активно строят сюда дорогу через горы. Похоже она где-то наполовину готова.



Главный (и единственный) город долины - Вамена. Это наш пункт назначения, других аэропортов вроде как нет. С воздуха этот зачаток чивилизации в диком месте не сильно много обещает.



Сели - никаких рукавов в этом аэропорту нет - хорошо что полоса ровная. К счастью внутри двери самолёта ступеньки, спускаемся, переходим аэродром. Рядом с нами везут тележку с нашим багажом в терминал.



А вот и сам терминал - просто крыша от амбара, и пару изгородей. Местные толпятся на другой стороне, все хотят предложит туристам такси, ночлег, гида. Сейчас на фестиваль прилетают много иностранцев, есть возможность подзаработать.



Помните две фотки назад я писал "вот везут наш багаж"? Оказалось это не так, нашего с Игорем багажа здесь нет - он остался в Джаяпуре, потому что в самолёте не хватило места.

"Не прилетел?" разводит плечами папуас в форменной рубашке, "Значит не влез. Может следующим самолётом прилетит." Я было попросил его проверить в системе, но остановил себя. Понял, что никакой системы у него тут нет.

* * *

Правительство активно развивает инфраструктуру в Вамене - вот построили новый прочный мост через реку.



Мост уже построили, а дорогу провести нормально ещё не успели.



Поэтому мо новому мосту только дети ходят, кому не лень на горку карабкаться. А машины еду по старому, раздолбанному мосту.



Кстати такие вот грузовики служат автобусами в долине Балием - куча папуасов набиваются в кузов, несколько ещё сверху на кабину садятся, и поехали!



А прямо под мостом у них прачечная.



* * *

За пределами Вамены транспортная ситуация бывает разной. Вот например размыло дорогу:



Чтоб быть ко всему готовыми, папуасы в основном ездят на мотоциклах, сразу по несколько человек. Мотоцикл - транспорт пролетариата.



* * *

Традиционные соломенные хижины "под старину" - хороший признак показухи для туристов.



В деревнях с такими избами у вас обязательно попросят денег за то что вы тут фотографируете. Зато вас встретят воинственно наряженные ребята в боевом раскрасе, а в некоторых деревнях, покажут вам древнюю мумию (как на заглавной фотке к этому посту).

В "бесплатные" деревушки пришёл прогресс - здесь хижины выглядят по-другому.



А вот как в Балием живыт папуасские олигархи. Думаю это местая Рублёвка:



* * *

Кстати баловать туристов тут не привыкли. В Вамене есть всего считанные отели с нормально работающими сан-узлами. Все они на время папуасского фестиваля забронированы за много месяцев заранее, а самый роскошный отель (говорят он тянет на крепкие три звезды) забивается из года в год одной и той же тур-фирмой для своих клиентов.

Нам же достались хоромы попроще. Мой туалет-душ-ванная выглядел вот так:



Раз в сутки из трубы над пластмассовой бадьёй непредсказуемо начинала течь вода, наполная (а иногда - переполняя её). Потом вода останавливалась, и больше её не было - зато была полная лохань и пластмассовый ковшик. Это на все нужны - смывать туалет, мыть лицо или принимать "душ" надо было ковшиком.

Я с ужасом подумал о том, что кто-то ведь мог чуть-чуть подвинуть лохань так, что вода шла бы мимо и просто уходила бы в дырку в полу. Этот несчастный человек не смог бы следующие сутки пользоваться туалетом!

* * *

Пока гуляли заметил самолётик, который летел из долины. Здесь хорошо видно, как высоки окружающие Балием горы.



* * *

Так как папуасские племена были технологически на уровне каменного века, они так и не придумали как делать двери и калитки. В традиционных папуасских изгородях, входы выглядят вот так:



Пользоваться ими надо переступая через забор.



Люди пройдут, свиньи - нет. Всё что надо.

* * *

Напоследок, вот несколько фотографий папуасов Балием "в штатском":









В следующем посте, читайте про фестиваль папуасов долины!

история, папуасия, индонезия, travel

Previous post Next post
Up