Я никогда не бывал в Бристоле, но как-то узнал, что одна из главных достопримечательностей города - его биржа. Его здание, построенное в начале 1740х годов является старейшей уцелевшей биржей в стране. Но самая, пожалуй, любопытная деталь здания это часы на его фасаде. Их установили чуть позже - в 1822 году.
Часы примечательны тем, что у них три стрелки. Знаю, те немногие из вас, кто до сих пор носит часы со стрелками сейчас возразят: "А что тут такого, Лёва? На наших часах тоже три стрелки: часовая, минутная и секундная!" В том то и дело, что в те времена секундных стрелок никто не ставил (на больших общественных часах их и сейчас редко встретишь!) Часы бристольской биржи имеют две минутных стрелки:
* * *
Карты на стол: Это пост из серии "карты на стол". А как иначе?
* * *
Одна из них отстаёт от другой где-то на десять минут. Красная минутная стрелка показывает стандартное время, определяемое
обсерваторией в Гринвиче, которое использует вся Великобритания (вернее, дорогие мои зануды, она его использует в зимнее время). А чёрная минутная стрелка плетётся на 10 минут позади, и показывает "местное", Бристольское время.
Да-да, оказывается, когда-то в Бристоле было своё собственное время. Да и в каждом хоть сколько-нибудь значимом городке оно было. Когда люди научились делать точные астрономические измерения, жители каждого города вычислили когда именно у них полдень, и вели своё официальное время на этом основании. Это сегодня мы с удивлением узнаём, что в мире есть места, где часовой пояс отличается от соседей не на ровный час, а на 30 или 45 минут. А в те времена у каждого места было своё собственное время, и не было никакого особого смысла их как-то объединять или стандартизировать.
Всё это изменилось в эпоху промышленной революции, когда в мире появились железные дороги, и поезда, которые должны были ходить по расписанию.
Первая железная дорога с постоянным обслуживанием появилась в Англии в 1830 году, и вскоре каждый город хотел чтоб и у них была железная дорога. В Бристоле например очень боялись, что без железной дороги они потеряют свой статус второго крупнейшего портового города в стране: их соперники в Ливерпуле уже активно строили свою железнодорожную линию, которая должна была связать город с Лондоном.
Власти Бристоля не хотели отставать, и начали прокладывать собственную железную дорогу в Лондон. Когда в начале 1840х она была готова, стало ясно что поезда будут ходить по официальному лондонскому времени, чтоб не было никакой неразберихи.
Именно из-за этого на часах биржи была установлена ещё одна минутная стрелка, а чтоб их можно было легко различить, одну из них покрасили в чёрный, а другую - в красный.
В середине XIX века появилось стандартное Гринвичское время, хотя власти Бристоля где-то ещё лет пять отказывались его принимать. Но потом всё же перешли. Сегодня вся Великобритания живёт по одним часам, но на некоторых из них остаются дополнительные минутные стрелки из былых времён.
Ещё про часы: