Когда я был проездом в Токио этой весной, шёл рано утром по городу чтоб
поглазеть на разнообразные поезда, и мимоходом сделал кадр трёхэтажной инфраструктуры. Снял, и не долго думая пошёл дальше. А ведь тут, на этой картинке три слоя истории этого места. Каждый из них представляет целую эпоху, а в самой середине прячется мост, который фактически является точкой отсчёта всей Японии.
Я знал его историю лишь частично, но после
вчерашней картинки про другой мост, решил изучить её глубже, и узнал много интересного. Сегодня я и вам расскажу про Нихонбаси (дословно: "Японский мост"), от которого японцы с давних лет отсчитывали все расстояния.
1. Нихонбаси перекинут через одноимённую реку, которая была создана искусственно, когда город Эдо (нынешний Токио) начал развиваться как столица сёгуната Токугава. Первоначально на этом месте стоял деревянный мост, возведённый ещё в 1603 году. Для Эдо это был стратегически важный объект: мост связывал торговые районы и способствовал росту экономики столицы.
Деревянный Нихонбаси служил не только местным жителям. Он буквально был на перекрёстке торговых путей, соединяя важнейшие районы, что позволило ему превратиться в главный узел городской логистики.
2. Но роль Нихонбаси выходила далеко за пределы местной инфраструктуры. Он был точкой отсчёта для
пяти знаменитых дорог - Гокайдо - по которым из Эдо добирались до Киото и других крупных городов. По сути, мост был тем самым "нулевым километром", от которого измеряли расстояния по всей Японии. Здесь начинались путешествия, торговые караваны и дипломатические миссии - он был символическим началом любого пути. Сюда через
многие городки-заставы шли процессии японских феодалов
с дорогими подарками для правящего сёгуна.
3. Отметка "нулевого километра" вмонтирована тут по сей день, она находится прямо посередине нынешнего моста.
4. Он был построен в 1911 году, в эпоху индустриального расцвета, после того как император вернул себе полноту власти, переехал в Токио, и за меньше чем полвека интенсивных реформ превратил Японию в современную державу. Смена моста у точки отсчёта была довольно символичной: традиционный деревянный мост снесли, как
сносили в то время множество старых традиций феодальной Японии. А на его месте построили каменный мост в викторианском стиле - такой запросто мог бы стоять в любой европейской столице.
5. Как и старый мост, новый стал центром жизни в Токио. Здесь ходил трамвай, вокруг стояли коммерческие здания, неподалёку был императорский дворец и главный железнодорожный вокзал.
Потом была война. Мост Нихонбаси каким-то образом уцелел во время американских бомбардировок Токио. Но после войны Япония вошла в совсем другую эпоху.
6. Летом 1964 года Токио принимал летнюю Олимпиаду. Власти города хотели показать миру, что Япония оставила позади тёмное наследие войны, и уверенно смотрит вперёд в светлое будущее. Именно в этом году запустили
первую линию Синкансэна - первого скоростного поезда в мире. Власти также хотели как-то обновить транспортную сеть самого Токио. В те годы считалось, что городу нужно как можно больше шоссе, чтоб разгрузить автомобильные пробки сковывающие старые артерии. Но как втиснуть шоссе в город, который и так уже довольно плотно застроен? Японцы начали строить эстакады.
7. Как гигантские спруты, автострады на ходулях опутали крупные города, и в первую очередь центр Токио. Многоуровневые развязки, съезды и заезды, всё это кое-как было втиснуто в существующий мегаполис. Эта система получила название "Сюто".
8. То что получилось в результате многим казалось примером того, как вскоре будет жить всё человечество. Не зря Андрей Тарковский в своём фильме Солярис (1972 год) вместо дорогих спец-эффектов города будущего, просто снял пятиминутную сцену поездки по туннелям и развязкам токийских городских шоссе. Я помню, как смотрел это в Москве, уже в конце 1980х, и мне эти сцены казались какой-то невозможной фантастикой.
Click to view
9. На самом деле, городские власти понимали, что эстакады - это не самое приятное решение. Что по хорошему, все эти дороги неплохо бы упрятать в туннели. Но тогда у Японии просто не было средств - выбрали самый дешёвый и быстрый способ провести скоростные шоссе в по центрам городов. А дешевле всего было строить эстакады там, где не было почти никакой инфраструктуры: над реками в центре города (такая практика применялась и в Осаке). Так река Нихонбаси была почти полностью закрыта эстакадой внутреннего кольца Сюто.
10. В 1960х, когда шло строительство, власти умудрились всё сделать так, что даже не пришлось закрывать движение через мост на нулевом километре. Новую эстакаду даже приподняли в этом месте, чтоб люди и машины могли продолжать пользоваться старым мостом, но посудите сами...
11. Визуально создаётся впечатление, как будто магистраль эстакады нависает прямо над головами пешеходов. А мост, который раньше смотрелся столь изящно с берегов реки, теперь просто теряется посреди опор, торчащих из воды.
Кстати, вот эта штука на проезжей части, похожая на канализационный люк, это и есть отметка нулевого километра Японии.
12. А прямо над ней расположена очень необычная конструкция. До строительства эстакады на мосту Нихонбаси стоял красивый фонарный столб, с крыльями, которые несли трамвайные провода. С появлением эстакады Сюто, кто-то очевидно решил, что ему станет тесно оставаться на проезжей части, вместе с нулевым километром, и поэтому для него соорудили парящую между двумя ветками эстакады подставку. Так он и висит теперь над головами прохожих.
Но есть и хорошие новости! Несколько лет назад власти Токи приняли решение упрятать часть шоссе под землю. Проект строительства туннелей под городом начался в 2020 году, и продлится примерно 15 лет, а после того, как году, эдак в 2035 машины спустят в новые подземные пути, кусок эстакады будет разобран, и река Нихонбаси, а вместе с ней и мост, снова окажутся под открытым небом. Это должно произойти к 2040 году. Пометьте свои календари.