Скоростные поезда Италии

Aug 15, 2024 19:02

Италия прекрасна, и я всегда рад, когда получается туда съездить. Много в ней всего превосходного - история, города, Апероль... Но сегодня я хочу поговорить о её скоростных поездах. Я любитель всего железнодорожного, а с этим здесь в США всё к сожалению довольно грустно. То ли дело в Италии! Месяц назад, в середине поездки мы запарковали машины в Вероне, а сами сели на скоростной поезд до Венеции.



Ездить по стране на грамотно сделанной скоростной железной дороге - удовольствие, которое я в последний раз испытал больше полутора лет назад, на японском Синкансэне. А тут ещё и дочку прокатил. Короче, остался очень доволен. Итак, давайте поговорим про итальянские скоростные поезда.

* * *

Карты на стол: Это повтор "железнодорожного" поста 2021 года. Подумать только, три года пролтетело!

* * *

1. Современные скоростные линии (по которым можно гонять на скоростях 300 км/ч и выше) заработали в Италии сравнительно недавно: в 2006 году. За прошедшие 15 лет сеть скоростных дорог покрыла всю страну. Ttrenitalia - госкорпорация, которая управляет ж/д транспортом в стране - называет свои самые скоростные поезда "Frecciarossa" - что значит "Красная стрела". Эти поезда проделывают главный маршрут Италии - от Рима до Милана - за три часа. За несколько лет пассажиропоток скоростной системы вырос до нескольких десятков миллионов, а линии всё продолжают строиться.



Говорят, что строительство скоростных железных дорог в Италии тесно связано с различного рода коррупцией, но хотя бы в конце концов страна имеет работающую систему. А ещё я читал, что именно доступность этих поездов нанесло сильный урон бизнесу Alitalia, которая на днях обанкротилась и перестала существовать. В отличие от многих других авиалиний итальянцы очень большую часть своей прибыли получали именно с не очень длинных внутренних рейсов. Но спрос на них сильно сдулся, когда стало возможным за несколько часов добраться из одного города в другой, без того, чтоб тащиться в аэропорт, проходить там процедуры досмотра, и прочие прелести авиаперелётов.

2. Несколько лет назад мне довелось прокатиться на поезде Frecciarossa - тогда они выглядели вот так, хотя в последнее время Trenitalia на многих направлениях заменяет эти "тупоносые" составы ETR-500 более новыми "остроносыми" ETR-1000, как на предыдущей картинке.



3. Эти поезда, хоть и считаются "премиальными", довольно доступны по цене, особенно если сравнивать их с самолётами.



4. Я тогда, помню, даже раскошелился на билет бизнес-класса (в отличие от бизнес-классов в самолёте, на поезде такие билеты стоят незначительно дороже).



5. В вагоне был просторный салон с тремя кожаными сидениями в ряд, столиками для работы, и прочими удобствами.



6. Но самое интересное в итальянских скоростных поездах то, что у местного эквивалента РЖД или Амтрака нет на них монополии. В 2012 году в стране появился частный конкурент Frecciarossa - красивые красные поезда Italo. (Их фирменный стиль диктует, что надо писать наклонным шрифтом, с маленькой буквы, да ещё и с точкой спереди. Вот так: ".italo" - но мы так делать не будем.) Насколько мне известно, это единственный в мире негосударственный высокоскоростной железнодорожный сервис, но если я ошибаюсь, обязательно напишите мне в комментариях. (UPD: Хорошо, что спросил. В комментариях напоминают, что японский Синкансэн хоть и строился государством, но сегодня им управляют несколько независимых компаний, чьи акции торгуются на бирже. Насколько я понимаю, государство там не держит никакой контрольный пакет.)



Я как-то спросил знакомую итальянку, на какими поездами лучше передвигаться по стране, и она не задумываясь ответила, что если есть выбор, лучше выбирать Итало. Они работают не на всех скоростных маршрутах, но скорее всего ходят там, где могут понадобиться туристу. Вот из Вероны до Венеции - без проблем!

Максимальная скорость обоих поездов - 300 км/ч, хотя есть отрезки где скоростные пути ещё не достроили, и составы едут медленней.

7. В кассах Итало принимают платежи китайской Алипэй. Видно тут до пандемии было немало туристов из Китая.



8. Вагоны Итало соединены внутри гармошкой, так что, передвигаясь по поезду пассажир никогда не выходит в шумный холодный тамбур. Может уже во всём мире так? Есть ли ещё где-то межвагонные соединения как в плацкартных составах моего детства?



9. У входа расположено багажное отделение. Мы едем в Венецию всего на пару дней, так что смогли путешествовать налегке, оставив большинство своего обоза в машине. Складная коляска и небольшой рюкзак отлично помещаются на полку.



Если вы вдруг переживаете за сохранность своих вещей, их можно пристегнуть проволокой - для этого нужна монетка в один или половину евро, чтоб вызволить ключик. Потом, вернув его назад, монетку забираете с собой.

10. Вот такие места в эконом-вагоне (его называют "Smart"). Четыре в ряд, два и два. Ничего особенного, но довольно удобные, с откидывающимися спинками и подставками для ног.



11. В спинках кресел спереди есть откидные столики и сетки для разной мелочи.



12. А в середине салона более основательные столики. Тут удобно ехать вчетвером и разговаривать. Кстати, заметьте, что половина вагона сидит лицом вперёд, другая половина едет спиной. А вот у японцев кресла можно развернуть в направлении движения.



13. Под всеми сидениями есть розетки и разъёмы USB. Хотя, по моему, было бы лучше, если бы эти розетки были универсальными. Ну да ладно, европейские тоже не плохо.



14. А ещё в каждом вагоне поезда есть чистые удобные туалеты. Хотя, этим тоже мало кого удивишь в наше время. Это как вай-фай. Вай-фай, к слову, на борту тоже есть, и в отличие от самолёта, он бесплатный.



15. Как и все европейские поезда, Итало разделён на разные классы. Кроме эконома "Smart", есть ещё эквивалент бизнес-класса ("Prima") и даже нечто вроде первого класса ("Club").



16. В 2018 году мы с Тоней по дороге из Флоренции в Рим прокатились а Club - он был незначительно дороже обычного билета, а мне было интересно посмотреть, что там за роскошь предлагают таким "толстосумам" как мы...



17. Оказалось, что роскошь первого класса заключается в сидениях из красной кожи, с надписью "Club". Садишься в такое, и сразу чувствуешь себя настоящим хозяином жизни, не то что весь этот сброд в вагонах "Smart". Ну да ладно, кроме шуток, тут не четыре кресла в ряд, а три, а в первой половине вагона ещё есть отсеки, где сидения объединены в "частную" каюту. Нам такого не досталось.



18. А ещё пассажирам класса Club позволено бесплатно посещать элитный зал ожидания компании Итало. Вот он, элитный зал.



19. Но и это ещё не всё! Кроме всего прочего пассажирам первого класса на в пути дают бесплатный напиток и перекус. Звучит это великолепно, а выглядит... выглядит вот так:



20. "Извините, у вас есть вагон-кинозал?"

"Да! Есть. Вон там - в самом конце поезда."



21. И действительно, последний вагон некоторых составов Итало - Smart Cinema. Сам я их изнутри не видел, но в сети пишут, что это разновидность эконома, где на три ряда кресел меньше, а вместо них стоят экранчики на которых крутят кино. Хотя неясно, как быть пассажирам, которые входят на промежуточных станциях...



В общем поезда Итало - это очень крутые скоростные составы, как раз такие, какими должно быть современное Ж/Д сообщение. Когда-нибудь и наши американские "недоскоростные" Аселы дотянут до этого уровня. Но пока что остаётся только завидовать итальянцам, у которых на выбор аж два разных высокоскоростных сервиса.

Ещё по теме: ТGV - скоростные поезда Франции

италия, жд, отчёт, travel

Previous post Next post
Up