(no subject)

Dec 15, 2012 12:10


Да. Ученые, теологи и историки религии, как например, Джон Hick, Хьюстон Смит, Ninian Умный, Jeffrey Parrinder, Ziauddin Sardar или Hans Kung помогает нам понять, что религия или точнее наша творческая интерпретация религии - изменчива.
Понятно, что достаточно большое количество верующих, принципиально не принимает концепцию изменения и развития религиозных доктрин, канонического права и её институтов. Всё раскрыто, а дальше - рефлексия по сохранению табуированных истин. Пример, старообрядчества в этом смысле самый подходящий. История мира сама по-себе, религиозные, а по сути, реликтовые формы обрядоверия - сами по себе.

Другой пример, это Эпоха Реформации. Хотя её вожди и декларировали "возвращение к корням", к первоисточникам и т.п. "вещам" - эволюция христианской мысли (особенно, в части научной оболочки), слишком очевидна.
Интересные факты:
Великий композитор Иоган Себастьян Бах был не только великим музыкантом но и глубоко и искренно верующим христианином - протестантом (лютеранином).
В 1672 г. Пастор Иоанн Грегори поставил первую на Руси драматическую пьесу - "Эсфирь или Артаксерово действо" Спекталь поставленный по Библейскому сюжету (Книга Есфирь) имел огромный успех. Царю Алексею Михайловичу так сильно понравилось, что он смотрел пьесу все 10 часов, не вставая с места! После премьеры государь наградил пастора 42 соболями.
Протестанты оказывали большое влияние на развитие российской культуры и науки, ставшее особенно заметным после Реформ Петра I. Так немецким протестантом Генрихом Лудольфом была составлена первая грамматика русского языка. У истоков Российской науки стояли петровские академики Байер, Миллиер, Штритер, Шлёцер бывшие тоже протестантами. В 1725-99 из 111 академиков Российской Академии Наук 71 были протестантами. Среди них был лютеранский пастор Эрик Лаксман, который придумал новый метод получения стекла, изучал горное дело, занимался изготовлением термометров и барометров, собрал богатейшие коллекции по флоре, фауне и минералогии Алтая. Сотрудничал с изобретателем паровой машины Иваном Ползуновым.

Интерпретация Библии в рабовладельческом строе - это один пример. Христианские отцы церкви не особо замарачивались по поводу социального положения членов Церкви. «Раб - говорящее животное» - это, кажется, у Аристотеля. В Риме, где христианство "укреплялось и росло", рабов называли - "вокале инструменталис" - "говорящее орудие труда". Апостол Павел так резюмирует эту социально-статустную модель человеческого социума: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1-е послание к Коринфянам 7, 20-24). Более того, по христианскому учению и  по ту сторону жизни - люди остаются в том социальном «чине», в котором пребывали на этой грешной земле. Вот что говорится в современном православном молитвослове («Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу», песнь 8): «Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы...».
Думаю, что теперь понятно - "раб Божий", исключительный "продукт" рабовладельческого строя.

Интересно отметить, что во времена Гражданской Войны в  США рабовладельцев и освободителей, каждая из сторон приводила в пример Библию, чтобы доказать свою правоту.Религиозные взгляды на рабство на Севере и на Юге были диаметрально противоположными, хотя обе стороны основывали свои доводы на одном и том же тексте Библии короля Якова. Её содержание интерпретировали как применимое непосредственно к американской реальности, а не в контексте исторического периода, от которого США отделяли тысячи лет. В такой интерпретации считалось, что Библия оправдывает рабство. Например, патриарх Авраам имел многочисленных рабов (Gen 12:5; 14:14; 24:35-36; 26:13-14, здесь и далее даны ссылки на Библию короля Якова), и рабство было позже узаконено Моисеем (Lev 25:44-46). Иисус никогда не выступал против рабства и даже считал его моделью дисциплины (Mk 10:44). Апостол Павел поддерживал рабство и требовал, чтобы рабы повиновались своим господам (Eph 6:5-9; Col 3:22-25; 1 Tim 6:3; 1 Cor 7:20-24; Phlm 10-20). Проклятие Хама Ноем расисты считали причиной подчиненного положения чернокожих потомков Хама (Gen 9:18-27), а аболиционистов обвиняли в неверии и отрицании библейских истин в угоду светской идеологии эпохи Просвещения. (Вики)




Известная фотография 1863 г., раб, избитый надсмотрщиком. Жестокие репрессии в отношении рабов были популярной темой в литературе аболиционистов Севера.

Протестантские церкви США, не находя единогласия по поводу рабства, раскололись: методисты в 1844 г., баптисты в 1845 г., пресвитериане в 1857 г. Церковный раскол считают одним из предшественников общего раскола нации». Трагедией гражданской войны считают то обстоятельство, что наиболее авторитетными теологами в то время считались полководцы Севера и Юга.

С тех пор прошло много времени и дальнейшие интерпретации Библии обусловлены, не только изменением внешней социокультурной, техногенной, глобализационной среды нашего развития и обитания на планете, но и тем, какие изменения мы сами хотим проводить. Простой отправной пункт размышлений, приводит к вопрошанию:  моя локальная церковь и то во что Я верю, как в безусловную Истину, это именно то, что Бог хочет от меня? Это не праздный, а вполне сложный (а возможно и не разрешимая проблема) вопрос. Так например, Католическая Церковь в Декрете об экуменизме, принятом на Втором Ватиканском соборе, говорит о «восстановлении единства всех христиан» как об одной из «главнейших задач» Собора (UR 1). Хотя Христос «основал Церковь единую и единственную», «многие христианские объединения заявляют перед человечеством, что они представляют собой истинное наследие Иисуса Христа» (ebd.). Раскол христиан противоречит, по мнению отцов Собора, «совершенно очевидно воле Христовой», является «искушением миру» и наносит «вред святому делу благовествования Евангелия» (ebd.). Поэтому они призывают верующих католиков к тому, чтобы «усердно участвовать в экуменическом делании», дабы «добиться такой полноты единства, к которой стремится Иисус Христос» (UR 4). Типичным для католической концепции является различение между полнотой, считающейся в Католической Церкви данностью, и «дефицитом», свойственным другим христианским объединениям. И хотя «полное единство» сохраняется тем самым лишь в Католической Церкви, другие христиане «пребывают - тем не менее - в определенной, пусть и не совершенной, общности с Католической Церковью» (UR 3).

Православие. Речь идет о Документе, предназначенном для готовящегося вот уже много десятилетий Всеправославного Собора. Он был принят на Третьем Предсоборном Всеправославном совещании в 1986 году в Шамбези. Текст под названием «Об отношении Православных Церквей к остальному христианскому миру» выражает убежденность, что Православная Церковь посредством богословских диалогов «несет всем, находящимся за ее оградой, динамичное свидетельство о своих духовных дарах». Целью диалога является «единство в правой вере и любви», причем Православная Церковь придерживается убеждения, что она является «носительницей и свидетелем веры и Предания Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви», как это подчеркивается в принятом на том же Всеправославном совещании Документе под названием «Православие и экуменическое движение». Этот второй Документ более детально рассматривает опасения противников экуменического движения и соответственно подчеркивает, что «Православная Церковь ни в коей мере не признает идею «равенства конфессий» и, несмотря на свое участие в деятельности Всемирного Совета Церквей, продолжает хранить верность своей экклезиологии, идентичности своей внутренней структуры и учению о неразделенной Церкви». (см. Эльдеманн Йоханнес Источник: "Богослов.Ру ")

Понятно, что когда все говорят, что мы - это МЫ, это разделяет нас. Разделяет нашу человеческую природу (избранные и гои, верные и неверный, кафары и нечистые и т.д.). Образ Божий - дробится, мельчает, пребывает в вечной вражде и ненависти. Образ Божий - уничтожает образ Божий!
Этимология "религии" как слово, исходит из латинского глагола, значение которого прямо противоположна разорванному и раздробленному человечеству - "связываться, сводить вместе."  Христианский писатель и оратор Лактанций (ум. 330г.) считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, что означает «связывать», «соединять». Означает оно - совестливость, благочестие, святость. Определение «религии» Лактанцием подчеркивает самое существенное в ней - живой союз, единение человеческого духа с Богом. Блаженный Августин выводил смысла этого слова из глагола religo - «связываю развязанное», «воссоединяю». Действительность и нынешняя ненависть переходящая в заимоистребление "образов Божиих" - свидетельствует о том, что религии нет. Религии НЕТ! Есть все что угодно (внешняя атрибутика, социальные институты) ... но нет самого главного. Странная ирония!

Итак, мой краткий пост о будущем религии, может быть переведен в плоскость вопроса о природе и динамике современной религиозной жизни и её возможном будущем.



«Храмы Богу и маммоне» -- так можно было бы назвать этот замечательный снимок.  Фотография сделана в Нью-Йорке в  1915 году. Церковь Троицы и церковное кладбище в окружении тянущихся к небу офисных небоскребов.  Этот храм был построен в 1846 году (архитектор Ричард Апджон), и был третьим по счету на этом месте. Первые две в разные годы погибли от пожара. Причем, самую первую церковь Троицы, возведенную в 1776 году, посещал сам Джордж Вашингтон. Здание расположено в близости от подвергшихся атаке террористов 11/11 небоскребов, но к счастью не пострадало. Оно считается одним из старейших сохранившихся зданий города Нью-Йорка. Что интересно, если верить Википедии, то церковь Троицы в течение 44 лет была и самым высоким зданием в городе! (с 1846 по 1890 годы). Но потом пришли новые времена, и новые храмы бизнеса окружили ее. А вместо Вашингтона на скамейке во время богослужения по воскресеньям сидел сам Генри Морган (http://territa.ru/publ/12-1-0-319)

глобализация, размышления, религия и общество

Previous post Next post
Up