Древний Дух Китая Ч. I I

Jan 16, 2012 13:58


В продолжении поста Древний Дух Китая Ч. I

****************

Дао (буквально - путь) - одна из важнейших категорий китайской философии. Иероглиф ДАО состоит из двух частей: шоу - голова и цзоу - идти. Первоначально, иероглиф Дао изображал путь по которому шёл бык с гружённой повозкой. Однако, Дао как путь интерпретировался в различном значении. Во первых - “путь всех вещей”, т.е. Путь по которому идет весь этот профаный мир. При этом, Дао есть и источник этого пути, источник бытия, но само пребывающее в не-бытие. Первая точка, с которого начинается ПУТЬ. Во вторых - Дао являет собой как бы верстовые столбы, которыми этот Путь обозначен, т.е. это правило, закон, норма.

Если Шан-ди обращен к миру живых и умерших /некая имманентная сущность профанного бытия/, то Дао - трансцендентна миру. Дао предшествует небесному владыки Шан-ди. Древние китайцы, объясняя принцип Дао, использовали образ колеса. Колесо вращается, но в центре имеется некая неподвижная точка или ось колеса, вокруг которой и происходит вращение. “Тридцать спиц соединяются в одной ступице, /образуя колесо/, но употребление колеса зависти от пустоты между /спицами/. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нём. Вот почему полезность /чего-либо/ имеющегося зависит от пустоты”.
Дао проявляется в мире через дэ. Иероглифически дэ изображает глаз, из которого вырастает росток. Интересно, что творение “Глазом” /видением/ является наиболее древним из известных нам образов творения мира. Творение “Словом” более поздняя философско-религиозная метафора. Дэ - это благодать. Это то, что изливается из Дао и дает тварному миру жизнь.
Ещё один древнейший образ китайской религии касается тварного мира. Если в сознании западного человека мир пребывает в конфликте /грехопадение/ и только отчасти может быть гармонизирован теми или иными способами; если для индийца мир находится в иллюзии, то для китайца - мир находится в предустановленной гармонии, которую человек своим поведение разрушает.

Древний Китай смотрит на мир через совершенство, отчасти разрушаемого нашим несовершенством. Категория гармоничного совершенства мира передается известным символом инь-янь. Янь - объединяет в себе все аспекты активного начала: солнечный, южный, светлый, небо, жизнь, единица /вообще нечётное число/. Иконографически янь изображается полочкой нефрита - безусловно восходящий к фаллическому символу. Инь - это: теневой, северный, женский, телесный, темный, смерть, луна, четное число. Изображение - раковина каури. Раковина высотой до 3 см, блестящая, белая или желтоватая. У живых каури мантия покрывает большую часть раковины. Обитают каури в тропических частях Индийского и Тихого океанов. Раковина каури ценится за красоту и с древних времён до начала XX в. употреблялась у ряда народов Азии, Африки и островов Тихого океана, а в древности и Европы, в качестве средства обмена (так называемые раковинные деньги). Но если вы скажете, что инь - это плохо, а янь - хорошо, то древний китаец вас просто бы не понял. Дело в том, что два этих аспекта бытия “необходимо-соединены” в этом мире. Природа феномена Инь-Янь не абсолютна, а относительна: с одной стороны, при определенных состояниях Инь может превращаться в Янь, и наоборот (внутренняя трансформирующая природа Инь-Янь), а с другой стороны-любое проявление может безгранично разделятся на Инь и Янь, что отражает их внутреннюю взаимосвязь. Следовательно, Инь и Янь являются в одно и тоже время и противоположными и взаимосвязанными, они оба противостоят друг другу и дополняют друг друга. Задача - гармонично их сочетать. Мудрец тот, кто знает соотношение инь-янь для всякой вещи. Янь - призывает, инь - отвечает. Год состоит из двух половинок - инь убывающее /солнце движется к югу/, а янь возрастающее /когда солнце движется к северу/ полугода. Человеческий организм также разделяется на две противоположности: янь - верхняя часть тела, его поверхность, спина, шесть полых органов; инь - внутренняя часть тела, живот, пять плотных органов, кровь.
После смерти человека инь и янь разделяются. Янь идет на небо к Шан-ди, инь - в землю.

Нигде китайцы не говорят о воскресение мертвых. Хотя есть основание предполагать, что в древности это было не так. Человек имеет 3 души: тонкая душа ци /янь/, средняя душа - пребывающая в поминальной табличке предков и низшая душа- находящаяся в земле-могиле. То что китайцы с древнейших времен предавали своих умерших земле, говорит о том, что какое-то представление о воскресении умершего у них было. Даже сейчас, китайцы страшно боятся, когда именно ТЕЛО человека гибнет, например при пожаре, веря в то, что это “каким то образом” повлияет на человека в будущем. В средневековом Китае лучшим видом казни считалось повешение, поскольку тело сохраняется целиком, а вот казнь через отсечение головы внушало страх и ужас. Чиновникам и судьям давались большие взятки, чтобы несчастного повесили, а не отрубили ему голову. Далее, китайцы делали гробы только из породы тех деревьев, которые не сбрасывают листву - сосна и кипарис /священные/. Мысль о значении тела в высшей степени свойственна и современным китайцам.



В 60-70 годах археологи отрыли огромные комплексы, города, некрополи 2 и даже 3 тыс. до н.э.. эпохи Ся, Шан и раннего Джоу. При этом глазам ученных предстала одна ужасная “вещь” - широкое распространение человеческих жертвоприношений чего конечно же в позднем Китае не было и что не сохранилось в исторической памяти /китайские хроники/. Принесение в жертву тысячу человек и более для одного царского погребения было абсолютно нормальным. Людей обезглавливали, отрубали руки и ноги, закапывали живьём вокруг царского погребения. При этом мы не знаем для чего это делалось. Предположение о том, что на том свете царям будут необходимы слуги, не выдерживает научной критики. Это действительно остается загадкой. Например, если через несколько тысячелетий, какой нибудь будущий археолог раскопает место захоронения, предположим на Бутовском полигоне, где при Сталине были расстреляны около 38 тыс. человек. Наверняка он подумает о том, что это древнее место где когда-то совершались человеческие жертвоприношения. Действительно, зачем это понадобилось в течение нескольких месяцев расстреливать десятки тысяч людей /стрелять им в затылок/ и закопать их в одном месте? Наверно это связанно с каким то тайным культом, вполне возможно, решит он.

Даже богатые люди использовали человеческие жертвоприношения, конечно же, не в таких размерах как цари, но … использовали. Интересно, что погребальные комплексы Шанских правителей строились в виде пирамид, имеющих целый ряд погребальных камер, с основанием на уровне земли и вкопанные с усеченной вершиной вниз на глубину порядка 15 метров /египетская пирамида только наоборот/. Причем, эти пирамиды строились не из камня /в древнем Китае камня для таких больших построек просто не было/, а из спрессованной земли. Вокруг комплекса находились рвы и шахты буквально забитые останками принесенных в жертву людей и невероятными богатствами /огромное количество бронзовой утвари, керамики, весьма дорогостоящие оружие, колесницы/. Складывается впечатление, что Шанский Китай только для того увеличивал свои несметные богатства, чтобы… зарыть их в землю. Ситуация напоминающая Древний Египет, однако с одной существенной разницей - Древнему Египту человеческие жертвоприношения были не известны, это абсолютно точно.

Только в VIII-IX веке до н.э. в основной части Китая, а не в провинциях где это традиция прекращается позже, человеческие жертвоприношения прекращаются. Люди начинают заменяться куклами и до сих пор в Китае принято помещать куклу или вырезанные из бумаги изображения людей в гробницы. Хотя объяснить, зачем это делается, ни один китаец вам толком не сможет. Теперь это просто традиция.

Итак, перед нами Древний Китай со своим миропредставлением о царе как о стержне мира, миропредставлением о благополучие земли непосредственно связанным с царем, идея Дао - как абсолютного закона, изливающегося с неба на землю, идея человека как песчинки, который может соответствовать или нет этому миропорядку - вот это система идеальных представлений и есть Китай, который входит в историю известную нам уже по хроникам.

http://iov75.livejournal.com/1549431.html

Китай, культура и общество, история религии, религия и государство

Previous post Next post
Up