Православие и Западное Христианство - Различие Пути и Единство Цели.Ч I

Dec 19, 2010 12:38


Обычно сторонники "Московской Руси" пеняют Синодальному периоду, что он ослабил собственно духовную жизнь. Это неверно; наоборот, именно в Синодальное время просиял сонм великих святых - достаточно назвать хотя бы преп. Серафима Саровского; а такие святые, как святители Филарет Московский или Феофан Затворник, образованнейшие люди своего времени, были бы просто невозможны в "безкнижный" досинодальный период.

То, что в Синодальное время единство Церкви выявлялось особенно ярко, видно и по повседневной жизни русских святых этой эпохи, и по их многоплодной деятельности. Приведу некоторые из многочисленных примеров. Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, вводил в православный обиход свои обработки инославных текстов: "Феатрон" Амвросия Марлиана, "Царский путь Креста" Бенедикта Хефтена - католических авторов XVII века; "Священные размышления" лютеранина Иоганна Гергарда, и в особенности знаменитый "Илиотропион" - переложение вышедшего в свет в 1627 г. одноимённого сочинения немецкого католического писателя Иеремии Дрекселя. До сих пор одним из известнейших и популярнейших в Русской Церкви аскетических текстов является "Невидимая брань" итальянского
монаха Лоренцо Скуполи (1530 - 1610). Переложение этой книги св. Никодимом Святогорцем переработал и издал святитель Феофан Затворник - он же, кстати, рекомендовал читать и переводить сочинения св. Франциска Сальского, епископа Женевского (1567 - 1622)[1]. Католическая живопись и западное многоголосное пение прочно вошли в самый обиход Русской Церкви; процесс этот неоднозначный, здесь много спорного, но факт тот, что отторжения у святых это не вызывало - достаточно вспомнить икону Божией Матери латинского письма, перед которой молился преп. Серафим Саровский, а также иконописные работы святителя Феофана Затворника. Особенно хорошо виден процесс творческого
восприятия инославия в жизни и творчестве двух очень существенных для русской святости фигур - святителя Димитрия Ростовского и святителя Тихона Задонского. С этими двумя именами связаны и две инославные книги, определившие русскую духовность послепетровского времени в чрезвычайной степени - до сих пор это влияние ещё не осмыслено должным образом.


Святитель Димитрий Ростовский известен прежде всего своими двенадцатитомными "Житиями Святых", которые оказали огромное влияние на всю русскую культуру. Материал для этого передового для своего времени церковно-научного труда св. Димитрий брал как из православных, так и, во многом, из католических источников. Св. Димитрий почитал западных святых, например, Екатерину Сиенскую; он разделял латинское учение о Божией Матери; с его именем связано укоренение в молитвенной
 практике православных христиан католического Розария - молитвословия, основанного на песнопении "Богородице, Дево, радуйся" (вспомним, что преп. Серафим Саровский рекомендовал в своём известном "правиле для мирян" всю вторую половину дня посвящать этой молитве). Всё это не мешало св. Димитрию оставаться светочем Православия и быть причисленным Православной Церковью к лику её святых. Одной из любимых книг св. Димитрия Ростовского было сочинение "О подражании Христу" - популярнейшая в Европе книга, написанная не позже 1427 года; её автором скорее всего является немецкий монах и священник Фома Кемпийский (ок. 1380 - 1471). С XVIII века "Подражание" начинает распространяться в России настолько широко, что становится настольной книгой образованного русского общества на протяжении двух столетий. Достаточно сказать, что высоко ценил "Подражание" святитель Филарет Московский, а один из бесчисленных переводов "Подражания" на русский язык сделан в 1869 г. обер-прокурором Священного Синода К.П.Победоносцевым. Всё это показывает, что книга Фомы Кемпийского была органической частью русской духовности и культуры.

Если святитель Димитрий Ростовский являл в своей практической духовной жизни единство Христовой Церкви в связи с католицизмом, то другой великий святитель XVIII века, Тихон Задонский, творчески обогатил Православие духовностью лютеранской. Дело в том, что у большинства православных отсутствует адекватное представление о протестантизме, его сущности и истории. Под "протестантизмом" сегодня в России понимаются по большей части баптисты, пятидесятники и бесчисленные нео-протестантские образования. Между тем все они с точки зрения традиционного исторического протестантизма являются сектами. Протестанты в точном смысле этого слова - это лютеране и реформаты; к ним же можно отнести и англикан. Возникновение протестантизма было, на мой взгляд, несомненным актом воли Божией, потому что протестантизм ярко выявил те сущностные стороны христианства, которые исторически перестали осознаваться, чувствоваться и реализовываться в церковной практике Средних веков. Я имею в виду личные отношения человека и Бога как основу живой веры. В Лютеранской Церкви стал остро ощущаться недостаток именно той духовности, на постулировании которой и стоял первоначальный протестантизм - ещё раз повторю: духовности, зиждущейся на личной, индивидуальной, глубиннейшей
связи человека с Богом. Этот недостаток восполнил Иоганн Арндт (1555 - 1621), супер-интендант города Целле в Люнебурге - лютеранский автор, значение которого гораздо шире его конфессиональной принадлежности. Арндт написал книгу "Об истинном христианстве", в которой говорил о внутренней, сердечной жизни человека во Христе и именно её ставил во главу угла церковной жизни. И это - вторая книга, которая оказала великое влияние на русскую духовность.

культура и христианство, богословский диалог, католицизм, протестантизм, западное христианство, православие, восточное христианство

Previous post Next post
Up