Jul 03, 2019 12:58
"Ты из дикого леса, дикая тварь" сказал Редьярд Киплинг и был прав. Все мы оттуда. А те, которые не из дикого леса, те из дикой степи. Обитатели дикого леса, как известно, привыкли защищать свою территорию от посягательств других видов и от посягательства особей своего вида, но принадлежащих другому стаду. Если в первом случае они могут мирно сосуществовать при условии, что не конкурируют на кормовой базе и не являются кормом для другого вида, то во втором случае конкуренция неизбежна.
Хомо сапиенс является животным и, хочешь не хочешь, не может никуда деться от программы, заложенной природой. Видимо, с самого начала человеческой истории, люди разделялись на МЫ и ОНИ. Для того, чтобы людям было удобней ненавидеть и презирать друг друга, Бог создал расы, а расы разделил на нации. Но этого Ему показалось недостаточно! Он подсказал людям, что можно верить в него немного поразному. И люди преуспели в ненависти! Они завоевывали, грабили и истребляли соседей и не соседей. Особенно хорошо у людей получались войны на религиозной основе. Сначала мавры завоевали Пиренейский полуостров и пытались внедрить там Ислам. Реконкиста выдавила мусульман в Африку. Немного передохнув, христиане Европы стройными рядами пошли отбивать Гроб Господень у сарацинов. Отчасти это удалось и на Святой Земле на 100 лет воцарились Государства Крестоносцев. По дороге на Святую землю крестоносцы с воодушевлением истребляли евреев и мусульман Европы. Тефтонский орден решил далеко не ходить и занялся христианизацией Восточной Европы. Когда закончилась эра крестовых походов, начались религиозные войны между католиками и протестантами. Эти войны были особенно результативными, т.к. каждая сторона молила Иисуса даровать победу именно им.
Но перейдем к временам не столь отдаленным.
Широко известна "дружба" немцев и французов. Франция стала политически современным государством на несколько столетий раньше феодально раздробленной Германии. Кстати, объединению и модернизации Германии немало поспособствовал Наполеон. Между Францией и германскими государствами с переменным успехом велись войны до 1871 года, но французы косо смотрят на немцев, а немцы на французов до наших дней.
В предыдущем поколении теннисистов было два замечательных игрока: Томми Хаас и Арно Клеман. Немец и соответственно француз. Хаас жил во Флориде и к тому времени получил гражданство США, а Клеман жил в Швейцарии, но все время проводил тоже во Флориде. И Томми, и Арно были очень вежливыми, воспитанными и справедливыми игроками, когда играли против кого угодно, кроме немцев и французов. Смотреть матчи между Томми и Арно было сплошным удовольствием. Дело было до введения электронного судейства. Поэтому периодически возникали спорные ситуации. Каждый раз, когда судья принимал решение в пользу одного из них, противник закатывал глаза, потом смотрел на своего тренера, пожимал плечами и усмехаясь махал рукой. Расшифровывалось все очень просто: немец (француз), что от него ждать?
Шведы несколько веков оккупировали Финляндию и по сей день в Финляндии два государственных языка. В это время Финляндия управлялась этническими шведами. Затем Россия отбила Финляндию у шведов и была вынуждена предоставить ей определенную автономию. Справедливости ради надо сказать, что во время Зимней (мы называли ее Финской) войны шведские добровольцы помогали финам.
Советский Союз провозгласил равенство всех народов. Были ли народы СССР равны на самом деле?
Помню в начале 80-х приехал в Ашхабад и обратил внимание, что все чиновники и большинство преподавателей университета были азербайджанцами. Мало того, "за рюмкой чая" один из преподавателей (туркмен) пожаловался мне, что туркмену трудно пробиться в Туркменистане.
В одном из своих рассказов я упоминал моего друга председателя спорткомитета Тырнауза Хизира Мирзоева. По национальности он был балкарцем. Умный, энергичный, пользующийся общим уважением он вполне мог претендовать на должность председателя горисполкома. Когда я спросил его не собирается ли он "двигаться" в этом направлении, он ответил, что эта должность для русского. Я попросил обьяснить и вот что я узнал. В таких многонациональных местах в СССР существовал неписанный, но твердо соблюдаемый порядок. В городе имеются три номенклатурные должности: председатель горсовета, секретарь горкома партии и начальник милиции. Традиционно в Тырнаузе председателем горсовета был русский, секретарем горкома балкарец, а начальником милиции кабардинец. Это ли не торжество равенства? Вдумайтесь, на должность начальника милиции назначался не самый лучший, а самый лучший кабардинец.
Также я упоминал о своем мимолетном знакомстве с татом - горским евреем. Недавно я немного почитал о татах и во что выяснил.
Предки горских евреев пришли предположительно в V веке н. э. из Персии, где они оказались в VIII веке до н. э. Говорят на диалекте татского языка иранской ветви индоевропейской семьи, называемом также горско-еврейским языком (джуури) и относящемся к юго-западной группе еврейско-иранских языков. Также распространены иврит, русский, азербайджанский, английский и другие языки, в диаспоре практически вытеснившие родной язык. Горские евреи отличаются от грузинских евреев как культурно, так и лингвистически.
Та́ты (варианты названий - кавказские персы, закавказские персы) - иранский этнос, проживающий в Азербайджане и России (преимущественно на юге Дагестана). Варианты самоназваний (в зависимости от региона) - тати, парсы, даглы, лохиджихон. Говорят на татском языке, относящемся наряду с фарси, дари и таджикским к юго-западной группе иранских языков.
Еще в 1888 году И. Ш. Анисимов в работе «Кавказские евреи-горцы» указывая на близость языка горских евреев и языка кавказских персов (татов), сделал вывод о том, что горские евреи являются представителями «иранского племени татов», которое ещё в Иране приняло иудаизм и впоследствии переселилось в Закавказье.
Выводы Анисимова были подхвачены в советское время: в 30-х гг. началось широкое внедрение идеи о «татском» происхождении горских евреев. Усилиями нескольких горских евреев, приближённых к власти, начал раскручиваться ложный тезис о том, что горские евреи - это «иудаизированные» таты, которые ничего общего с евреями не имеют. Из-за негласного притеснения горские евреи сами стали записываться татами.
Это привело к тому, что слова «тат» и «горский еврей» стали синонимами. Ошибочное наименование горских евреев «татами» вошло в исследовательскую литературу в качестве их второго или даже первого названия.
В результате весь тот слой культуры, который при советской власти создавался горскими евреями (литература, театр и т. д.) на горско-еврейском диалекте, именовался «татским» - «татская литература», «татский театр», «татская песня» и т. д., хотя собственно таты не имели к ним никакого отношения.
Более того, сравнение диалекта горских евреев и татского языка и физико-антропологических данных их носителей также полностью исключает их этническое единство.
Описанная выше ситуация относится не только к евреям. Например, на юге Таджикистана расположена Горно-Бадахшанская автономная область. Населена он памирцами. В Российской империи их так и называли. Внешне и по языку они отличаются от таджиков, как русские от монголов. Тем не менее, в СССР их считали таджиками, что памирцев, мягко говоря, не радовало.
Вполне возможно, что такая политика привела бы к полной ассимиляции памирцев, продержись СССР еще 500 лет, но этого не случилось.
Но и отношения больших народов в Средней Азии далеки от "радужных".
Возвращались мы из горного похода по Таджикистану. Ехали на грузовике, водитель которого был украинцем. Я ехал с ним в кабине. Едем и болтаем. По сторонам изредка встречаются люди. Каждый раз водитель говорил: "вот смотри узбек" или "вот смотри таджик". Я спросил его как относятся друг к другу таджики и узбеки. Он усмехнулся и сказал "ненавидят".
С развалом СССР многие русские (точнее русскоязычные) были вынуждены покинуть среднеазиатские республики. Это был очень болезненный процесс, принесший много бед и русским и республикам. Но и во времена СССР все было не так радужно, как показывала советская пропаганда.
Дело было в железнодорожной гостинице (общежитии) в городе Душанбе. В гостинице останавливались работники железной дороги. Там всегда были свободные места и дежурная - русская женщина (она же уборщица, она же кастелянша) разрешила нам с Сергеем занять две кровати. В то время мы были единственными постояльцами и она задержалась в комнате "на поболтать". Женщина была очень простой. Естественно, мы спросили как им живется в Таджикистане. Она ответила, что хорошо, т.к зимнего не надо и НАЦИОНАЛЫ свинину не едят, поэтому свинина дешевая. Слово "националы" резануло мне ухо и я стал распрашивать об отношениях русских и таджиков. Выяснилось, что русские практически не общаются с таджиками. То есть, по работе общаются, но не в быту.
Можно продолжить до бесконечности, но и так ясно, что национальный вопрос даже в СССР не разрешился.
Следующий пост я напишу о дружбе народов на примере истории моей семьи.