Jan 17, 2012 16:59
При столкновении в море нет правых.
Всегда виноваты все участники!
Вступление в трех частях.
Часть первая (патетическая)
Люди бывают:
1. Адекватные и нет. Не адекватным МППСС не поможет. Им можно дальше не читать.
2. Квалифицированные и нет. Квалифицированные тоже свободны. Не квалифицированных научим.
3. Вежливые и нет. МППСС поможет и тем и другим, но после встречи с вежливым капитаном погода становится лучше :)
Часть вторая (лирическая)
В разных условия мы ведем себя по-разному. Сравните как Вы ведете автомобиль на автобане и на бездорожье, в летний солнечный день и в метель. Если мы едем на эскалаторе в метро, то стоим справа, проходим слева, а если торопимся, то, чтобы обогнать медленно идущего пассажира, просим его пропустить.
Или встречаются у двери мужчина и женшина, или старый и молодой человек, или два интеллегента. Кто пройдет первым?! Вполне вероятно, что интеллегенты будут долго пропускать друг-друга, а потом столкнутся в дверях :)
Важно отметить, что одинаковые с виду двери, но установленные в разных местах, пораждают разные правила! Понятный всем пример: каждый из нас выходя из общественного туалета уступит дорогу любому входящему! Вероятно, что он торотиться больше , чем Вы...
В разных условиях в море, как и в обычной жизни, действуют разные правила.
Часть третья (установочная)
Мы сейчас не будем подробно расматривать точные формулировки пунктов правил, а попробуем понять их общий смысл и принцип постоения документа.
Подробности пока только осложнят изучение вопроса, а могут и вызвать ужас и отвращение к абсолютно необходимым знаниям.
Более того, в первой версии мы даже рассмотрим не все правила.
И еще одна очень важная особенность этого учебного пособия. Я не буду цитировать Правила. Вам НЕОБХОДИМО иметь эту книгу и листать её при пользовании пособием.
Глава Первая: Правила, которые действуют всегда и везде!
Приятно , что есть что-то простое и постоянное даже в МППСС-72.
Это правило 5, которое предписывает нам вести надлежащее наблюдение. Что такое «надлежащее наболюдение» интуитивно понятно, а вот определение, пожалуйста посмотрите в Правилах!
И правило 6, требующее двигаться с безопасной скоростью. И здесь все понятно - безопасная скорость определяется множеством факторов: погодой, состоянием моря, в океане ли Вы или заходите в марину. И конечно от того на чем Вы идете.
Соблюдение этих правил даст ответ на основной вопрос второй главы: «Где я?». Как мы помним из в введения без этого нельзя решить как нам себя вести.
А мы, увидев любое судно, переходим к решению задачи: «А есть ли риск столкновения?». Так нам предписывает правило 7. Для решения этой важной задачи, как я надеюсь Вы помните, мы используем пеленгатор.
Если пеленг на судно не меняется - знайте мы уверенно движемся к столкновению.
Глава вторая: Где я? И как здесь себя вести??
В контексте данной главы это не вопрос определения географических координат, а вопрос об условиях плавания: Мы можем быть:
1. В открытом море.
2. Двигаться по схеме разделения движения.
3. Идти вдоль узкого прохода или по по фарватеру.
4. А можем оказатся там, где видимость ограничена.
В зависимости, от того где мы находимся, мы, как было показано в части второй введения, будем действовать в соответствии с разными правилами.
Рассмотрим эти варианты в обратном порядке ;)
Давайте начнем с самых тяжелых условий для капитана: что делать в условиях с ограниченной видимостью. Наше поведение предписывает нам правило 19. Это похоже на «водяное перемирие», когда в джунглях засуха :) Всем страшно, все предельно вежливы, внимательны и предпринимают все возможное для того, чтобы пропустить любое обнаруженное судно!
Мы с Вами ходим на судах до 20 метров в длинну, а это значит, что нам не очень рады в узких местах и на фарватере. Нам предлагают держаться в сторонке, но разрешают быстенько перебежать на другую сторону, если мы не помешаем БОЛЬШИМ судам. Это не вопрос амбиций, просто им и без нас там трудно... Об этом гласит правило 9.
И на схеме разделения движения нам не очень рады! Да и нам там не комфортно, это как по автобану ехать на велосипеде- страшно и удовольствия никакого ;)
Смотри правило 10.
И только в открытом море нам хорошо и свободно. У нас даже появляется преимущество перед некоторыми другими судами. Но об этом в следующей главе и правиле 11, предписывающем как вести себя на виду друг у друга.
Глава третья: Кто есть кто?! А точнее сказать Who's who?!
В открытом море всем хватит места, но и там, тем не менее, иногда возникает риск столкновения! А столкновение часто приводит не только к материальным потерям, но и к гибели людей. Кто вас не может привести примеры трагедий на воде?!
Наша задача избежать этого всеми возможными средствами. Кроме всего, для нас капитанов, это вопрос уголовной ответственности.
Чтобы не повторить описанную в части второй введения ситуацию с двумя интеллигентами, МППСС строго регламентирует роли: кто должен уступить дорогу, а кто должен породолжать движение, сохраняя курс и скорость неизменными. Для удобства в дальнейшем первые будут называться Give-way Vessel (далее по тексту GW), а вторые Stand-on Vessel (далее по тексту SO).
Очень важно понять, что у обоих судов четко определены их обязанности и они ОБА несут ответственность за предотвращение столкновения.
Это принципиальное отличие от ПДД, где если ты едешь на зеленый, то можешь не смотреть по сторонам. В терминах гаишников в море всегда обоюдка!!! Поэтому мне не нравится термин «судно имеющее право дороги» - не правильные в голове возникают ассоциации».
Мне лично комфортне позиция GW. Мне не трудно совершить маневр, а мерятся я ни с кем не хочу. Кроме того мне так спокойнее. Я вижу другое судно и понимаю, что надо сделать для избежания столкновения и делаю это, а не жду в напряжении: видят ли они меня, правильно ли оценивают ситуацию?! Но МПСС решает эту задачу без нас. В частности, в пункте 18 описаны приоритеты разных типов судов. Но не только типы судов определяют роли при расхождении. Зачастую конкретные ситуации важнее типа судов! Об этом в следующих главах.
Глава четвертая: Обгоняешь? Не мешай!
Это черезвачайно простое правило. Ктобы ты ни был, даже очень большой если ты обгоняешь даже маленького - держись в стороне! Не мешай ему идти своим путем. Не случайно, с кормы многие суда ночью выглядят одинаково. Вспомните какие огни надлежит нам нести ночью.
Этому маневру посвящен пункт 13 правил.
Но не надо наглеть! Если Вы оказались на маленнькой яхте в узком месте, фарватере, или зоне разделения движения - немедленно прочь с дороги! Вы уже узнали об этом из правил 9 и 10.
Глава пятая: У нас парусников особая гордость ;)
Если в море расходятся два парусника, то конечно мы не можем обойтись без особых правил. Загляните в пункт 12, там все просто:
1.Судно идущее левым галсом - GW.
2. Когда галсы совпадают, тот кто выше по ветру -GW.
3. Если у тебя левый галс, и ты не уверен каким галсом, идет второе судно (сомнение в его пользу :) - ты GW!
Здесь уместно вспомнить об общем подходе Правил. Ели возникло любое сомнение - выбор прост. Всегда исходим из худшего сценария.
Глава шестая: И нам, иногда,
случается ходить под мотором :(
Если мы идем под мотором, то выполняем интуитивно понятные два правила:
1. На встречных курсах расходимся левыми бортами (правило 14), а разве может быть иначе?! 2. При пересекающихся курсах имея помеху с права уступаем дорогу, стараясь избегать пенесечения курса другого судна по носу (правило 15).
Помните: Если вы несете паруса, и хоть чуть-чуть подрабатываете двигателем, то с точки зрения Правил Вы на моторном судне.
Глава седьмая: Расходимся?!
Не маловажный вопрос: а нам удается разойтись? Оба судна контролируют этот процесс, а не только GW!!! Конторолируем процесс до его полного, и будем надеятся, удачного завершения!
Глава восьмая:
Нет! Не расходимся!! Без паники :)
У нас в запасе есть секретное оружие: правило 17. Решив, что GW мер не предпринимает, или их не достаточно принимаем собственный маневр!
Главное, чтобы наш маневр не привел к столкновению если этот друг проснется и начнет добросовестно делать то, что ему полагается. Мы не будем поворачивать в его сторону!
Контролируем процесс до его удачного завершения!
Заключение: Будте решительны и взаимовежливы :)
Действуйте смело и решительно - это подробно описано в правиле 8.
Если вы GW не затягивайте с принятием решения, приняв решение покажите его заметным маневром другому судну. Этого требует не только безопасность (правило 16), но и элементарная вежливость, помните капитан SO ждет этого.
И помните, что любое решение не принятое своевременно ОШИБОЧНО.
На этом разрешите пожелать Вам удачи в изучениии Правил и успешного применения их на практике.
Будут опросы - приходите в RAYS. Обьясним и научим :)
.