Уважаемый
alukov, с наступающим ДР! И, надеюсь, с премьерой!
http://alukov.livejournal.com/523.html?mode=reply А к нам тут на Чикагщину приехал Ю.Норштейн, и я, нарушив один из своих принципов, пошёл на встречу с ним - не в универ, а в более частное собрание. И в целом рад. Интересно, да. Он мало похож на тот образ, который складывался по его фильмам. Очень любопытно рассказывал о своём операторе, на глазах творя миф;
elvinaz вообще предположила, что именно оператор - самый главный человек в этих фильмах, и, видимо, это недалеко от истины. И к слову: жена Норштейна и его постоянный соавтор, Франческа Ярбусова... я вдруг вспомнил: я публиковался с ней рядом в первом номере "Многоточия"!! в 94-м!
А ещё у него, хотя он более двадцати лет делает "Шинель", в планах - "Книга Иова"!
А также мы посмотрели "Икара" в том же Lookingglass Theatre. где ранее смотрели "Алису":
http://levchin.livejournal.com/169572.html?nc=3По правде говоря, постановочно несколько слабее, не так цельно - хотя тот же фейерверк цирковых номеров (и все без страховки). Летают не только Икар с Дедалом, а вообще все персонажи. Собственно, всё начинается с того, что некие юные туристы прилетают на Крит в свадебное путешествие, а уж затем место неминуемо втягивает их в себя, и одна пара воплощается в Миноса и Пасифаю, другая - в Дедала и Навкрату...
Впрочем, нет, сначала мы видим пациента психушки, который воображает всё это - демиург нашего мира, безумый Дедал. Затем появляется женщина - видимо, его жена, и история начинает раскручиваться к своему началу обратно.
Действие переносится в мифические времена (время сновидений), но это забавно осовремененный миф (воспринимаемый современным человеком), в этом мире уже есть авиация, потому что Дедал изобретёт воздухоплавание, и Андрогей, а затем Тезей отправятся к Эгею именно самолётом; морем - это так несовременно! И публике предлагается в какой-то момент запустить на сцену бумажные самолётики (мой трюк! я некогда придумал, в 97-м!).
Впрочем, лучше об этом всём сформулировала опять же
elvinaz, а я не поленился записать:
Миф - не просто история, не просто сюжет. Сюжет - это как бы тело его, и этот сюжет меняется, потому что история, рассказанная в нём, повторяется из поколения в поколение, однако она повторяется не совсем в том же виде. Сюжет мифа обрастает различными добавлениями за тысячелетия, и всё это аккумулирует миф. Появляются детали, свойственные только какому-то определённому кругу людей или месту. Одно накладывается на другое, в том числе объяснения чего-то, что раньше объяснять было не нужно, но новые поколения нуждаются в объяснениях и объясняют чаще всего неправильно. Это и даёт объёмность мифа; все его истолкования, как известно, входят в него на правах его частей. Много-много предметов; сценографическое воплощение этого: реквизит не убирается, будучи отыгран - атрибуты остаются на сцене и смешиваются - так смешались и истории - история безумца - история пар в свадебном путешествии - история воплощения их в персонажей мифа...
Кольцо, по которому Эгей узнаёт Тесея, - символ... да что там, архетип мифа. И можно было бы сделать фотографию, наложив друг на друга несколько снимков, где всё совпадает через деталь - кольцо. Миф постепенно становится прозрачным, истираясь, отодвигаясь, однако есть нечто сохраняющееся - это деталь.
От себя лишь добавлю в порядке юмора: царей - Миноса и Эгея - играют (очень хорошо, надо сказать) чернокожие актёры; понятное дело, раз у нас президент-негр, то и цари могут быть только негры!
(Шучу, не подумайте чего!)
А ещё хорошая фраза из спектакля: "...и они делали то, что делают мужчины и женщины, когда любят друг друга...".
А ещё, конечно, это спектакль о том, что детей уберечь невозможно: гибнут Андрогей и Икар, и лишь Тесей остаётся - как бы вместо него гибель Эгея. Гибнут дети афинян - остаются их развешенные пижамки.
"Ну, по крайней мере, у нас теперь есть время, чтобы провести его вместе", - говорит Икар Дедалу, когда Минос бросает их в лабиринт.
"Ты хочешь забыть его?" - спрашивает Навкрата.
"Нет! - отвечает вышедший из безумия Дедал. - Я хочу помнить его!.."