Сейчас стало модным искать различные исторические, стилистические неточности или, как говорят, «ляпы», в эпизодах даже самых популярных фильмов. Не избежали пристального внимания «критиков» и «Семнадцать мгновений весны». Что ж, не будем отставать, тем более, эти «ляпы», вроде бы (могу ошибаться!), остались пока незамеченными.
Номер один. Судя по фрагментам серий 8 и 9, датированным, соответственно, 15 и 16 марта 1945 года, радио-квартира, на которой Штирлиц поселил Кэт, не только круглосуточно прослушивалась гестапо, но и контролировалась наружными наблюдателями. Их машина стоит напротив дома. Почему же они не расслышали двух выстрелов, которые Гельмут произвёл по Рольфу и Барбаре, не увидели, как Кэт с ребёнком и охранником вышли из подъезда, и не перехватили их немедленно?
Кстати, 10 марта в секретном личном деле (6 серия) Рольф представлен штурмбаннфюрером СС, то есть майором. 16 же марта в 7.25 «наружники» докладывают «выше» о прибытии на радио-квартиру ОБЕР (выделено мной - Л.Б.) штурмбаннфюрера Рольфа, то есть подполковника. Интересно, за какие-такие заслуги за истекшие шесть дней Рольфа повысили в звании? Уж не за то ли, что он упустил русскую «пианистку»?
А теперь - о главном, то есть о том, как пройдоха Штирлиц обвёл вокруг пальца доверчивого Мюллера, убедив его без зазрения совести в том, что, выехав из своего коттеджа на службу, оказался у дома Эрвина и Кэт СЛУЧАЙНО.
Разберёмся с топографией Берлина. Штирлиц проживал в Бабельсберге, то есть в юго-западном пригороде Берлина. Его радисты - в Кёпенике, окраинном районе на юго-востоке города. Резиденция РСХА - Главного управления имперской безопасности Третьего рейха располагалась в самом центре Берлина, в доме № 8 по Принц-Альбрехтштрассе; этот адрес свободно читается зрителями в тот момент, когда Мюллер читает очередное донесение «хвоста» о передвижениях по Берлину Штирлица. Здание РСХА, серьёзно пострадавшее во время бомбардировок и штурма Берлина в 1945 году, в итоге, было разрушено окончательно. От него на нынешней Нидеркирченштрассе, 8 остались только казематы в подвалах (в одном из Штирлиц и Мюллер беседуют об отпечатках пальцев) и интереснейшая выставка «Топография террора». На её стендах можно увидеть фотографии Гиммлера, Шелленберга, совершенно непохожего на Леонида Сергеевича Броневого моложавого брюнета Мюллера.
Итак, Штирлиц едет на своём «Мерседесе» из Бабельсберга в центр. У Паризер-плац, докладывает он позже Мюллеру, то есть у Бранденбургских ворот, он «застрял» в руинах. Когда дорогу расчистили, он двинулся дальше. Но, обращаюсь к петербуржцам, направляясь от Нарвских ворот, допустим, к Московскому вокзалу, Вы ни под каким видом не попадёте в Рыбацкое! Дорогие москвичи, если Вы едете из Лужников к Большому театру, никакие дороги не приведут Вас в Кусково, как бы Вас не заворачивала полиция! Вот и Штирлиц никак не мог по дороге от Бранденбургских ворот к Принц-Альбрехтштрассе оказаться в Кёпенике, если, конечно, не ехал туда специально!
Бедолага Мюллер был, вообще-то говоря, мюнхенцем; в Берлин он переехал лишь в 1934 году. Очевидно, большая загруженность по «работе» в гестапо так и не оставила ему времени на хотя бы поверхностное знакомство со столицей?
Напомню уважаемым читателям ещё один эпизод - в четвёртой серии. Потрясённый Штирлиц под соло на рояле идёт к разрушенному бомбой дому Эрвина и Кэт. Попутно он собирает рассыпанные вещи и передвигает коляску оставшейся без крова женщины, то есть совершает добрый поступок, впоследствии его выручивший. В кадр попадает покосившийся указатель с названием улицы - Фридрихштрассе. Вот если бы супруги Кинн в самом деле жили бы в этой улице, пересекающей центр Берлина с севера на юг, путь Штирлица ложился бы на карту города идеально. Двинувшись от Бранденбургских ворот и объезжая с востока разрушенные кварталы Унтер-ден-Линден, он вполне мог бы там оказаться…
Ах, какого же легковерного человека бесноватый фюрер и, получивший впоследствии в Нюрнберге заслуженную веревку, его свирепый пес Кальтенбруннер, сделали шефом гестапо!
Вот так сейчас выглядят Паризер-плац и Бранденбургские ворота
После войны старый Берлин не столько восстанавливался, сколько застраивался современными зданиями. Со времен съемок "17 мгновений весны" в городе добавилось много новых трамвайных линий, в частгости - эта, на Александер-плац.. В сериале трамвай попадает в кадр в эпизоде "Штирлиц отрывается от "хвоста".
Ратуша Восточного Берлина - одно из немногих восстановленных зданий