Международная компания McKinsey, которая специализируется на решении задач, связанных со стратегическим управлением, в июле выпустила доклад
«Цифровая Россия: новая реальность». Этот документ на 133 страницах описывает мировые и российские тенденции развития цифровых технологий в различных сферах. Также аналитики McKinsey описывают стратегические шаги и тенденции, которые помогут России обеспечить долгосрочный экономический рост и утроить долю цифровизации в ВВП к 2025 году.
Я уже не раз писал про
Цифровую экономику в России, так что в рамках серии публикации небольшой разбор этого доклада, думаю, будет очень интересным.
Исходя из доклада, Россия уже живет в цифровой эре. По количеству пользователей интернета мы уже занимаем первое место в Европе и шестое - в мире. По доступности услуг сотовой связи - второе место в мире, а широкополосного интернета - десятое. За последние три года число смартфонов у россиян увеличилось вдвое! Это больше, чем в Бразилии, Индии и странах Восточной Европы. Это очень серьезные показатели для страны, которая еще даже пять-десять лет назад даже не претендовала на лидерство в интернете. И это понимает как бизнес, так и государство. Не зря же Шувалов сказал ставшую хитом фразу про то, что Путин заболел цифровой экономикой.
Всё это очевидно. Например, тарифы на фиксированный интернет для российских пользователей ниже, чем в странах Западной Европы на 44%, а на мобильный интернет - на 18%. Средняя скорость - 12 Мбит/c. Это выше аналогичных показателей во многих странах Европы и на Ближнем Востоке. Кроме того, в России активно идёт разработка и внедрение 5G.
Это все наши достижения в цифровизации. Однако, этот доклад обозначает и основные проблемы. Глобально их всего три.
- Первая - ИТ бизнес у нас мало зарабатывает. Доля выручки тысячи крупнейших публичных ИТ-компаний: в США она составляет 33%, в Китае - 10%, а в России - чуть больше 1%.
- Вторая - малое количество частных ИТ-компаний, которые не вышли на IPO, но стоят больше 1 млрд долларов. В США - 111, в Европе - 21, в Китае - 55, а в России - Avito. Компания, бизнес которой оценивается в 500 млн долларов, в России тоже только одна - OZON. Да и с новыми стартапами у нас глухо. Несмотря на то, что стартаперский бум в Силиконовой долине уже прошёл, там всё равно ежедневно регистрируется около 60 фирм. В России примерно 1,2.
- Третья проблема - недостаток частного финансирования. Государство инвестирует в НИОКР на уровне развитых стран, а вот частных денег не хватает - всего 0,7 процента ВВП. В США аналогичные инвестиции составляют 1,9 процента ВВП, в Германии - 2 процента.
Куда же двигаться?
Эксперты McKinsey предлагают делать ставку на четыре основных вектора экономики - промышленность, финансы, здравоохранение и телекоммуникации.
Особое внимание уделено интернет-банкингу - это один из самых быстро развивающихся секторов. Россия уже опережает некоторые европейские страны по доле клиентов, использующих для удаленного банковского обслуживания только мобильный канал (10%). Тот же Тинькофф построил свою систему только на интернет-банкинге. Но вот основной финансовый продукт, который люди приобретают,- это депозиты (92%). Тогда как на долю страховок, кредитов и всего остального приходится лишь 8% (в Польше, например, 18%). По мнению экспертов McKinsey, росту продаж через интернет сейчас препятствуют нормы законодательства и невысокая финансовая грамотность населения.
Телекоммуникационный рынок в мире и России сейчас находится в стагнации. Это связано с насыщением спроса и снижением прибыльности бизнеса. Если операторы не начнут перестраивать бизнес, то ситуация быстро ухудшается. Но перестраивать не означает только лишь 5G, которым сейчас увлечены, например, Мегафон. Речь прежде всего об активном использовании BigData - голосовых данных, SMS, мобильного трафика, данных геолокации, сведений о загруженных приложениях, платежных транзакциях, типах контрактов и т.д.. Пока, по мнению McKinseу, «большая тройка» практически их не использует.
В сегменте цифровой медицины отставание России от других стран очень велико. В качестве успеха эксперты смогли назвать переход с бумажных медкарт на электронные в 69 поликлиниках Москвы (при этом уточняется, что создавать новые медкарты могут только 30 процентов врачей), а также распространение системы ЕМИАС, благодаря которой уже 60 процентов москвичей могут записаться на прием к врачу самостоятельно. И это в Москве - самом интернет-продвинутом и богатом городе страны!
Просто догонять Запад, по мнению экспертов, бессмысленно. Это может поставить российские компании и отрасли в положении вечно отстающих. Преодолеть разрыв помогут концентрация ресурсов и выработка общих стандартов. Плюс роботизация производства и внедрение станков с числовым программным управлением (ЧПУ): в Японии более 90% станков относятся к данному классу, в Германии и США - более 70%, в Китае - около 30%, а в России в 2016 году доля станков с ЧПУ составляла лишь 10% (прогноз роста - 33% к 2020 году).
И, наконец, - внедрение технологий по программе «Индустрии 4.0»: оптимизация режимов загрузки и работы оборудования, повышение производительности труда и качества продукции, логическая оптимизация, улучшение прогнозирования спроса и постпродажного обслуживания, сокращение сроков вывода продукции на рынок. Внедрение «Индустрии 4.0» способно, по оценкам экспертов McKinseу, увеличивать объем российского ВВП на 1,3-4,1 трлн рублей ежегодно. Одно сокращение простоев оборудования вкупе с оптимизацией загрузки мощностей могут дать дополнительно по 0,4-1,4 трлн рублей в год.
ИТОГО
В целом, доклад демонстрирует хорошие успехи страны а цифровизации. Но также эксперты McKinseу правы в том, что Россия, самостоятельно интегрируясь в цифровую систему координат, натыкается на ключевую проблему - область управления. Цифровые технологии не заработают у нас без настройки отношения между субъектами экономики и управлением ими в целом. Без этой синхронизации невозможно нормальное развитие. Наверное, поэтому программой «Цифровая экономика-2024» активно интересуется Путин, а курирует ее непосредственно вице-премьер Шувалов. Последний уже давно начал проводить активную работу в направлении и цифровизации и как никто знает, как можно наладить этот диалог между ИТ бизнесом и государством. Обратного пути нет для России, в общем-то, и нет. Если мы хотим не оказаться на задворках истории, то включаться в развитие и внедрение цифровых технологий, не жалея на это ни средств, ни сил.
По материалам:
https://www.kommersant.ru/doc/3356235