"Полтава" - первый линейный корабль российского флота

Jan 25, 2015 15:39

Первый русский 54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга "Полтава" был спущен на воду 15 (26) июня 1712 года со стапеля Санкт-Петербургского адмиралтейства. В строительстве корабля принимал личное участие Пётр I. "Полтава" принимала участие в шести морских кампаниях и входила в состав Балтийского флота. Легендарный корабль.

Вторая "Полтава" достоверно воссоздаётся в музейных целях на современной верфи, которая представляет собой высокотехнологичный комплекс различных мастерских и сборочных цехов, оснащенные новейшим производственным оборудованием и станками. Технологии XXI века пересекаются с традиционными ремесленными приемами предшествующих времен. Так, например, при витье канатов или шитье парусов, используя современные материалы, мастера ориентируются на способы производства аналогичных изделий в начале XVIII века. С другой стороны, приемы работы кузнецов в своей основе не претерпели глобальных изменений и ковка железных изделий для корабля будет мало чем отличаться от труда кузнеца петровского времени.

Если вы хоть немного интересуетесь историей нашего флота, то посетить этот комплекс вам просто необходимо.





В Походном журнале Петра I о закладке корабля упоминается лаконично:
"А декабря в 6 день в Санктпетербурге заложил сам Государь корабль, именем Полтаву, в память бывших трудов Полтавских. И учредя то всё из Санктпетербурга путь свой воспринял в Москву Декабря в 7 день."

Идея реконструкции "Полтавы" возникла в 2012 году, год ушел на научные изыскания, теоретические проекты, поиск специалистов, материала и места строительства, но уже летом 2013 года был изготовлен мидель-шпангоут корабля и было официально объявлено о его закладке.

Экскурсия начинается на лесной бирже, где хранятся привезенные из различных районов России и Белоруссии стволы деревьев до их последующей обработки. Здесь можно узнать о лесоохранных указах Петра и сравнить историю заготовки и разделки корабельного леса в начале XVIII века с современными способами. Рассказ о работе с корабельным лесом продолжится на пилораме верфи, где стволы разделываются на специальные плахи - лафеты, из которых плотники изготавливают детали корабельного набора «Полтавы».

Например, вот такого размера деревья привезли на верфь.
2.


По количеству колец можно определить возраст дерева. 1917 год это же даже не середина. Получается, что этому дереву около двухсот лет?

3.


Трудно было найти материалы для постройки, поскольку корабельный лес уже давно никто не поставляет и не изготавливает, как например, и канаты, того же диаметра, что в XVIII веке. Почти все материалы и изделия для "Полтавы" являются специальным заказом, современный рынок не соответствует потребностям судостроения петровского времени.

4.


Старые пушки, поднятые с дна. Такие же будут изготовлены в мастерских и установлены на "Полтаве".

5.


Верфь, на которой строят новую "Полтаву", это не только мастерские и стапель, но и музей. Кусок старого корабля. Дерево сохранилось прекрасно.

6.


7.


Центр верфи - сборочный ангар. В нем происходит соединение частей набора корабля.

Постройка корпуса деревянного судна начинается с изготовления частей закладки: килевых штук, ахтерштевня, форштевня и других деталей носовой и кормовой оконечностей.
После того как детали закладки собраны воедино и установлены на подготовленные килевые подушки начинается изготовление и установка на киль поперечного набора - шпангоутов. Каждый из 48-ми шпангоутов состоит из 14-ти деталей - футоксов. Футоксы соединяются друг с другом деревянными нагелями и оцинкованными болтами.
8.


Когда все шпангоуты изготовлены и установлены на киль, приступают к укладке внутренних продольных связей корабля: устанавливают кильсон, затем продольные брусья лимбербордов, стрингеров, клямсов нижней палубы.

9.


По мере установки этих связей начинают наружную и внутреннюю обшивки корабля. Когда обшивка достигнет уровня нижней палубы, устанавливаются: набор палубы, настил палубы, клямсы следующей палубы, бархоут (усиленные поясья вдоль корабля), после чего обшивку продолжают «растить» вверх до следующей палубы. Далее, по достижению уровня следующей палубы, последовательность повторяется: продольные связи следующей палубы, внутренняя и наружная обшивка, набор палубы, настил. И так до тех пор, пока корпус не будем сформирован полностью. Однако формирование корпуса - это только 35-40% всей работы. Корпус необходимо оснастить швартовыми битенгами, шпилями, русленями, трапами, сформировать каюты, построить камбузную печь, изготовить крышки пушечных портов, пушечные станки и принадлежности к артиллерии, а также украсить резьбой.

10.


Вокруг каждого из 54-х пушечных портов "Полтавы" должен быть резной венок, корма будет завершена резным барельефом, а на нос установят носовую фигуру. Готовый корпус конопатится для герметичности, окрашивается, начиняется необходимым для современности набором систем (осушительная, противопожарная, электро- системы) и только после этого спускается на воду.
11.


Параллельно с работами по формированию корпуса изготавливают рангоут (мачты и реи, мачтовые площадки и эзельгофты и др.),  такелаж (штаги, ванты, брасы, шкоты и др.) и пр.), шьют паруса, устанавливают пушки. Вооружение корабля происходит в процессе достройки, уже после спуска на воду.

12.


В общем, работа глобальная. Не примите за рекламу и пиар, но проект постройки "Полтавы" начат по инициативе председателя Совета директоров ОАО «Газпром» Алексея Борисовича Миллера и реализуется Яхт-клубом Санкт-Петербурга при его поддержке. Честь им и хвала за такое дело.

13.


Изготовление шпангоута. Вид сверху.

14.


На рабочей площадке установлены стенды, на которых рассказывается об истории корабля и его постройке. Самым интересным для меня было то, что чертежей корабля не сохранилось - в папке Скляева в Библиотеке Академии наук был найден только чертеж мидель-шпангоута, на котором были указаны общие размеры будущего корабля, полностью совпадающие с размерами «Полтавы». На основе этих данных и чертежей аналогичных кораблей отечественной и зарубежной постройки из РГА ВМФ, ГИА, БАН и других государственных архивов и библиотек в 2012 году началась предварительная работа по сбору материалов и документов для выполнения эскизного проекта «Полтавы». Собранные исторические материалы были переданы в ООО «Дизайн Группа РИКОШЕТ», сотрудники которой начали работу над теоретическим чертежом корабля, а в 2013 году к ним подключилось собственное конструкторское бюро Исторической верфи ПОЛТАВА.

Глобальная работа проделана.

15.


На берегу Финского залива.

16.


Паша pavelvag и Оля olga_fink

17.


Заметили корабль и решили его подстрелить. Но порох отсырел, питерская погода сурова.)

18.


Пушки отлитые специально для «Полтавы». На верфи уже стоят несколько пушек, отлитых по чертежам XVIII века. Бронзовая 6-фунтовая на квартер-дек, и чугунные 12-фунтовая - на опер-дек и 18-фунтовая - на гон-дек. Это первые образцы, отлитые на Кировском и Ижорском заводах.

19.


20.


Экскурсионный маршрут заканчивается в объединенных мастерских - рангоутной и такелажной. В рангоутной мастерской посетителям рассказывают о том, какими будут мачты и реи на корабле и показывают опытные образцы, а в такелажной можно наблюдать процесс витья канатов и современные технологии, применяемые совместно с петровскими, дабы обеспечить красоту, аутентичность и безопасность на корабле. Вскоре к ним добавятся также парусная и столярная мастерские, где мастера будут ткать паруса, а резчики - работать над украшением корабля.

Я не стал уже утомлять вас фотографиями с мастерских, гораздо лучше увидеть всё это своими глазами. Так что будете в Санкт-Петербурге - обязательно попробуйте организовать такую экскурсию. И рекомендую видео:

image Click to view



Спасибо за внимание.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ:

Привет, Питер.
Первый раз на балете.
Я вижу Питер так.
Колоннада Исаакиевского собора










Петровская Акватория в деталях
Вселенная воды
Короткая прогулка по Кронштадту








Читать меня можно и здесь:
















Фоторепортажи, blogtour78, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up