Кафизма (Kathisma) - Впечатления и некоторые мысли в преддверии СОЧЕЛЬНИКА.
ИЛИ, РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА.
Впечатление от замечательной статьи господина Е.ШИХОВЦЕВА -
http://costroma.k156.ru/polozov/index.html и некоторые мысли о незавершенных исследованиях по остаткам византийского монастыря у подножия горы Рамат-Рахель.
Количество иконографических образов Иерусалима и Вифлеема представлено многогранно и широко, и не раз привлекало внимание многих исследователей. Сколько томов понадобится, для условно полного собрания рисунков, гравюр и фотографий по данной теме трудно предположить. Большинство из них не были доступны для интересантов. Интернет частично решил эту проблему. И, всё же, без обзорных материалов, по каждой конкретной теме трудно обойтись. Именно поэтому статья автора привлекательна.
Для сегодняшнего поста я воспользовался иллюстрацией из статьи автора «… гравюра E. Finden по рис. Turner и C. Barry из кн. Landscape Illustrations of the Bible, 1836 [185]». Раскрытия тему, я воспользовался не раскрашенной гравюрой, выявив её по ссылкам. Учитывая необходимость «разбора» иконографического образа, его цветовую гамму пришлось заменить на адаптированную для экрана компьютера. (т.е. утрированную).
Рис.01. Один из вариантов подсветки гравюры акварельными карандашами.
Рис. о2. То же, но с аннотацией рассматриваемых объектов. Если припомнить «пост» по монастырю Св. Креста и рисункам Григория Барского, мы столкнемся с такой же картиной. Великолепная гравюра создана с использованием более древних изображений панорамы фона. Полуразрушенная башня Вифлеема является «маркером» для построения временной линейки. Этот сюжет может увести нас к временам крестовых походов или даже к непродолжительному периоду Карла Великого. Рассмотрение исторических источников, археологических отчетов, научных и околонаучных публикаций и их критический анализ посилен большому и разностороннему академическому коллективу. Так как в сегодняшней публикации отсутствует научный аппарат и ссылки на источник предлагаю рассматривать его как РОЖДЕСТВЕНСКУЮ СКАЗКУ.
Итак, на переднем плане мы видим знаменитый библейский сюжет: «Богородица с младенцем присела (кафизма) на камень у источника, перед длинной дорогой в Египет. (Бегство святого семейства в Египет). Фигура обращена в сторону могилы праматери Рахиль. До наших дней сохранились отпечатки ног Богородицы, и они указывают то же направление. Гробница Рахиль находится на государственной, охраняемой и поднадзорной дороге и её повторное посещение опасно. Почему повторное? Согласно традиции, Святое семейство посетило, могилу Рахиль по дороги в Вифлеем, куда они направлялись для участия в переписи населения. Устав от длинной дороги, беременная Мария сошла с осла и присела на камень у источника. (кафизма). Местное население старалось не пользоваться официальными дорогами на которых взымались поборы за проезд. Они передвигались по верхним тропам, по которым римские легионеры не могли пройти строем. С высокого холма «Рамат Рахель» открывается обзорный вид на Иерусалим, Вифлеем, Иродион и деревни в направлении «цомета Пат» (перекрестка Пат). Замечательное место для осознания ситуации, происходящей на дорогах. Среди более древних построек вершины холма, археологи выявили византийский храм, сооруженный на месте предыдущей, верхней остановки Святого семейства. Так, называемая верхняя «Кафизма». Сколько всего было остановок по дороге бегства в Египет, сегодня трудно установить. Иерусалимский эфиопский храм так же относят к кругу «КАФИЗМ». Традиция крестных ходов по Богородичным храмам существовала до персидского нашествия. Торжественное шествие начиналось ночью. В верхних окнах (белокаменных окончинах) зажигались путеводные лампады. Сегодня, на территории современного Израиля можно увидеть остатки трех, практически, одинаковых, византийских храмовых комплексов. На горе Грезим, в Кесарее морской и в рассматриваемой нами «Кафизме».
С холма можно спустится двумя дорогами. Одна вырублена в скальном откосе и проходит через рощу оливок с давильными прессами, т.е. через частные владения. Другая проходит по серпантину холма через заросли прямо к дороге. Именно по ней Святое семейство спустилось к водному источнику. По правую руку остались древние пещерные захоронения. Они и сегодня частично доступны для осмотра. Скальный свод над ними рухнул давно и серьёзно объект не исследовался. Возможно, в недрах горы находится древний некрополь, аналогичный «Бейт Шеарим». А, по левую руку тот самый камень с источником, на который дважды присела Богородица. Именно этот камень стал сакральным центром октогонального византийского храма. Археологические раскопки под руководством Рины Авнер выявили постройку на уровне плана и сохранившиеся мозаики нескольких строительных периодов. (О технических особенностях храма и строительных приемов древних мастеров я при случае постараюсь рассказать в другой сказке). Раскопки подтвердили существование святого источника до сооружения храма. Под одним из основных несущих пилонов проходила свинцовая, римская туба. Фрагменты других были так же выявлены. Ко времени постройки храма относятся керамические трубы, собиравшие ливневые воды с условно плоской кровли и проходившие внутри углов стен в подземный водосборник. Существует предположение, что первоначальный источник времен Святого семейства питался из римского бассейна, расположенного на откосе площадки. По вертикальным отметкам это не очень совпадает. Возможности римских строителей хорошо известны. Проведенные археологические исследования не дали ответы на все вопросы. Для будущих поколений остается возможность дальнейших открытий. Но, вернемся к нашему камню. Это мраморовидный известняк красно - желтого цвета. После полировки он принимает великолепный вид. За храмом сохранился небольшой, поверхностный карьер для выборки этого камня. Считается, что камень помазанья происходит из этого места. С этой историей можно познакомятся в книге Сергея Баландина «Пятое евангелие».
Вернемся к истории самого храма. Существует как бы два сценария. В первом варианте, храм был разрушен персами. В, его руинах, мусульмане устроили «придел» Рождества. По другой версии, храм был разделен на христианский и мусульманский и служба в нем проводилась как бы параллельно.
Археологические раскопки подтвердили наличие исламской традиции почитания Христа и Марии. В небольшом угловом помещении был устроен придел Рождества. Согласно исламской традиции Мария родила Спасителя под пальмой. Великолепная мозаика с изображением пальмы сохранилась хорошо. Место нахождения пальмы отмечено в центре ствола железным гвоздём. К приделу Рождества примыкает т.н. «вертеп». Спуск в него с наружной стороны осуществлялся по каменным ступеням. Справа от них находился «рукомойник», а, слева, вырубленные в скале ясли. Мозаика коврового типа сохранилась на 70 процентов. Обычно, в таких помещениях хранились священные книги и проходили занятия с мальчиками. Михраб размещался в центре наружной стены со стороны амбулатория. Он был устроен вместо византийского дверного проема. У, его правого откоса была найдена скрученная медная табличка. Обычно на таких табличках вырезался текст молитвы. Новый вход в помещение был устроен справа-сохранился порог.
Удивление вызвало отсутствие строительного мусора на месте утраченного храма. Неполный ряд нижней кладки. Значительная часть абриса храма сохранилась благодаря «негативу» - четкому отпечатку утраченных стен с фактурой обработки камня и рисунок штукатурки. На мете выявлена одна неполная традиционная капитель и несколько осколков других. Поврежденная угловая база и практически все. Несколько кубиков позолоченной синей смальты и плиток мрамора свидетельствовали о прежней великолепной отделки, под стать сохранившимся мозаикам пола. И, где же храм? Совсем не далеко. На Храмовой горе Иерусалима стоит последний, по времени создания, октогональный храм: «Купол над скалой-аль-Масджид Куббат аль-Сахра», сооруженный византийскими мастерами в традиционной технике по заказу наследников пророка Мухаммада. Как и многие другие постройки исламского периода, для его сооружения использовались многочисленные мраморные детали от византийских и поздних римских построек. В соборной мечети города Акко такое разнообразие капителей, что можно изучать историю архитектуры. Сегодня, купол над скалой, выглядит иначе, чем первоначально. Турки заменили древнею мраморную облицовку второго яруса здания на изразцовую, а товарищ Примаков традиционный черный цвет купола на позолоту.
Ну вот и сказки конец, устал, однако.
С наступающими праздниками Вас. Дорогие друзья.