ФРЕСКИ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ. СИДОНСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА. Часть -3.

Jun 04, 2014 23:59

Часть - 1. Смотри  http://levakov.livejournal.com/74126.html
Часть - 2. Смотри  http://levakov.livejournal.com/74608.html

Часть - 3.


Фото № 10. Копия фрагмента фрески из атласа Ростовцева "Античная декоративная живопись". Великолепный аналог. Мы видим, что ступени окрашены в разные цвета и над ними изображены вотивные подношения: головные повязки - их изготавливали специально из дорогих тканей, украшали жемчугом, кораллами, стеклянным бисером и т.д. - Тения (греч. ταινία; лат. taenia, taenea). И конечно венки с Алабастр (лат. alabaster, греч. ἀλάβαστρος, ἀλάβαστος / ἀλάβαστον - сосуд из алебастра) - сосуд для масла с удлиненным туловом, закругленным дном, короткой узкой шейкой и широким плоским венчиком; с ручкой-петелькой для подвешивания. Венки были разнообразные, наиболее богатые из золотых листиков.

На открытке доминиканцев (фото под № 3 в главе часть-1), не видны ступени, ведущие к храму-усыпальнице. Они открылись после разборов завалов - (http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/601732). В результате, при проведении реставрационных работ, их оставили без покраски.


Фото № 11. Небольшая подборка иконографических образов обряда «поминания - подношения». (Сепулькральная иконография). Главным историческим источником остаются изображения на белофонных лекифах и археологические данные. Тема широко освещена в научной литературе и интернете. При этом стоит помнить, что местные традиции и временные изменения вносили свои коррективы в каждый конкретный случай.


Итак, мы спускаемся по воссозданной лестнице в «преддверие» основного помещения усыпальницы. Справа от входного проёма остатки «оплывшей» скульптуры, а слева жертвенник. (Смотри план-фото под №  ). Подобные стационарные алтари найдены во многих «общественных» помещениях древнего города. Наиболее хорошо сохранившийся образец, можно увидеть в помещении подземного масло - давильного пресса. (Фото - http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/611479).

Над алтарем, мы видим фрагмент первой, воссозданной художником фрески с изображением петуха. Попробуем приблизиться к пониманию этого символа древнего мира.



Фото № 12.Слева, работа художника с надписью на иврите «реставрация-1993 год». Не имени автора научной реконструкции - Хаима Капчица, или иных исходных данных, мы не обнаруживаем. Даже такой лаконичной информации, как в одном из парков национального земельного фонда: (http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/611802). Ни какого логического объяснения получить невозможно. Увы, это один из типичных примеров, о которых я писал ранее - грязные игры малообразованных чиновников….

Однако вернемся к нашему петуху. Иконографические источники по античному миру дают множество сюжетов на эту тему. Один из основных - это петушиные бои. Но не будем забывать, что мы имеем дело с фресками 3-2 веков до нашей эры. Малоазиатские греческие колонии, эллинизированные финикийские и иные города, населенные представителями разных народов и культур стали собирателями религиозных традиций и верований народов Греческого мира, Египта, Персии, создавая местные «школы» сакральных верований. Справа, две картинки петушиного боя: верхняя, изображение на вазе и нижняя - мозаика с острова КРИТ.

Наш боевой петух, явно достойный победитель в кровавой битве. Возможно, что бой предшествовал погребальной тризне главы Сидонской общины. В этом случае, усопший возлежал на богато украшенном ложе (или  был посажен в кресло) и «наблюдал» за «ДЕЙСТВИЕМ».

Посветить богам рядовую птицу считалось недостойным подношением и проявлением не уважения к почившему главе семейства. Подобное недостойное поведение появилось на закате древнего Рима, когда в качестве подношений могли использовать фальшивые или неполновесные монеты и сломанные предметы. Как отмечалось выше, изображение петуха размещено над жертвенником. Его лапы перевязаны вотивной головной повязкой, которая являлась одним из самых распространенных в античном мире подношением и украшен также, вотивным венком. Мы очень коротко рассмотрели первый персонаж иконографической программы фресок Сидонской семейной (общинной) усыпальницы. И, все же, мне представляется необходимым предложить еще несколько иллюстраций к первому персонажу данной истории.





Фото № 13. Изображение на вазе из ЭРМИТАЖА исполнено живой динамики боя. Тут и боевые петухи, и их владельцы - «подстрекатели» и игроки, поставившие деньги на «кон». Казалось бы все понятно, а как же сакральный смысл действия? На следующей картинке (Мозаика из Помпей, ныне выставлена в археологическом музее Неаполя), динамика боя сохраняется, но появляется некое поясняющее изображение. Да, это то, что носит имя «СИМВОЛЫ И ЭМБЛИМАТЫ». На деревянном столе три предмета. Два из них вполне доступны пониманию. Мешочек с деньгами для победителя (Вернее его владельца, который он, видимо должен был отнести в храм Меркурия-Гермеса), собственно символ победы - пальмовая ветвь. А причем тут кадуцей? Кадуцей, он же в греческом варианте керикион имел многочисленные функции. Одной из них, было таинство перехода из мира живых в «загробный» мир. Таким проводником являлся Гермес (Меркурий), провожающий душу покойного до потусторонней реки, где ее поджидает в ладье перевозчик Харон. Публикаций на данную тему множество. А, позволю себе только одну цитату из статьи М. Н. Соколова:

«В большинстве традиций петух связан с божествами утренней зари и солнца, небесного огня - хотя в целом функции богов, которым посвящается петух (Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу, а также Гермес или Меркурий, Асклепий, Марс и др.), существенно шире». (http://ec-dejavu.ru/c/Cock.html )

Несколько иллюстраций из моего альбома: http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/612947 Изображение ритуального боя петухов нанесено на ЛЕКИФ - Этот тип сосуда, наиболее часто использовавшийся в качестве подношения при посещении усыпальниц.

http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/611195 - Все те же предметы, что и на мозаике из Помпей, но это не эмблемата, а живая картина совершения обряда.

http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/613174 - В древних финикийских захоронениях Джебель-Млецца, на стене усыпальницы, мы видим алтарь, петуха и наземный обелиск с пирамидальной кровлей. Напрашивается естественный вывод. Для финикийцев, наиболее благоприятной ритуальной жертвой, быт ПЕТУХ!



Фото № 14. http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/614169      Следующее изображение размещено на правом откосе проема. Кербер - Википедия. (В русской традиции Цербер). Место выбрано не случайно. Вед там же, где ВХОД находится и ВЫХОД. А функция Кербера не выпускать души усопших из царства мертвых. Иконографических образов данного мифического существа множество. В наше случаи - это наиболее распространенный вариант, имеющий живописные и скульптурные аналоги. Сохранилась и иная трактовка этого сказанного «животного». На античной вазе с известной сценой победы Геракла над Кербером - Каждое, из трех тел собаки, изображено своим цветом - черным, красным, белым - (http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/613549). Вариант с открытки доминиканцев - http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/602413



Фото №15. Переступив порог, мы оказываемся в центральном коридоре погребального комплекса.

Красный лев с человеческим, бородатым лицом внимательно и угрожающе, следит за входящими. Это первый страж усыпальницы. Имя ему - МАРТИКОРА - людоед, пожиратель тел и душ. (В русской традиции МАРТИХОРА). Образ индийского чудовища особенно удался художнику - реставратору, не случайно. Эта работа - «Проба пера», была исполнена в мастерской Хаима Капчица. После приемки эталонной работы, заказчиком, художник получил «карт-бланш» на претворение в жизнь всего проекта. В дальнейшем он работал непосредственно в усыпальнице.



Фото № 16. Панель с фреской в процессе работы в мастерской художника. О профессиональных приёмах и методах работы мастера, я подробно писал в предыдущих постах.




Фото № 17. «Развертки» с аннотациями и персонажами фрески в варианте национального парка. Подробный разбор изображений в рамках настоящего поста крайне затруднителен и не целесообразен. Необходимо отметить, что нет уверенности в том, что они исполнены одновременно и одним автором. Приходится пропускать многие нюансы и персонажи. Я остановлюсь только на некоторых рисунках.



Фото № 18. Еще один персонаж - гиена, ночное животное, поедающее термитов. Африканские аборигены называют его земляным волком. Этот вид в два раза мельче традиционной гиены, однако, шерсть на загривке достигает 20 см., что и подчеркнуто на рисунке. Любимый «герой» жителей Африки и Азии. Легендам и мифам нет числа.



Фото № 19. Грифон - исполнен великолепно, в отличие от некоторых других реальных и фантастических персонажей фрески. Всё те же охранные функции стража «сокровищ» из погребального комплекса и естественно, душ усопших.

На нагруднике римского императора эмблемата «Грифоны - хранители священного огня» т. е. охранители жизни императора и его "безсмертной" души. http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/606865


Фото № 20. Всадник на великолепном белом коне. Сцена охоты? Возможно. Пантера охраняет «древо жизни» от бога войны или его «представителя». В античном мире боги воевали между собой и с земными героями. Трудно предположить, кто тут главный персонаж. Видимо конь. В числе артефактов есть ритон с фигурой коня. А что же пантера (В её изображении подчеркнуто женское начало) - возможно, что это одна из постоянных спутниц Диониса вступила в битву с богом войны АРЕСОМ. Тем самым Аресом, который превратил своего нерадивого слугу в ПЕТУХА. (Опять петух!). У финикийцев был свой аналог Ареса, Марса и других воинствующих богов. Это Баал - Магоним. В том случае, когда он выступает в роли защитника города - изображается со щитом. В Мареши найдены фрагменты 30 фигурок этого персонажа. Одна из них - ( http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/615088).

Иконографический образ на фреске и в типологии фигурок, чувствуется персидское влияние. Прежде всего, в одеждах. Облегающие штаны с завязками у лодыжки. Так же одеты и музыканты  на фреске из соседней усыпальницы. Греки подобные  одежды презирали. Итак, возможный вариант - битва за «ВОСКРЕШЕНИЕ», между богами - разрушителями жизни и Дионисом - ежегодно «умирающим и воскрешающим». Не будем забывать, что мы рассматриваем фрески из погребального комплекса.

Для интересующихся еще несколько иллюстраций из моего альбома:

Мраморный горельеф из Афин - http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/607310

Изображение на блюде 200 год д.н.э.- временные рамки совпадают с нашим случаем -http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/618108

Византийская мозаика - «Четыре времени года» - из соседнего города Бейт-Гуврин, заменившего более древнею Марешу. Спустя 700 лет, практически, тот же всадник. - http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/611856



Фото № 21. Как отмечалось выше, сюжет с музыкантами, по манере исполнения и рисунку, ближе всего к предыдущей сцене из «Сидонской пещеры». Судя по подлинным негативам, в этом комплексе были и другие фрески. Отсутствие их среди репродукций доминиканцев, исключило возможность из воссоздания в 1993 году.



Фото № 23. На заключительной фотографии, художник за исправлением очередного вандализма - которые случаются часто. Если ВЫ обратили внимание, на его рабочей одежде эмблема «Управления древностей». Авторам научной реконструкции «Сидонской пещеры» и её фресковых росписей запретили упоминать о своем участие в этой работе. «Интрига стара как мир». Вед работа была осуществлена вопреки амбициям Управления древностей. На несколько исполнителей, работающих руками, в этой «конторе» числятся десятки «административных» работников, армейских отставников и их родственников. Та же картина, что и в Управление по радиовещанию и телевиденью, которое, наконец, то решили сократить.

В нашем случае, «Научный совет» Управления древностей был проведен задним числом, отснят на кинопленку и представлен в «Новостях» как рапорт об очередной «ПОБЕДЕ»!!!

А, что же профессиональный художник ХАИМ КАПЧИЦ???

Выпускник Петербургской академии (Бывшей ЛВПХУ им. Мухиной), член Союза Художников России, член Союза Художников Израиля, Член международной Ассоциации современной Мозаики (РАВЕННА) и Член Международной Ассоциации по реставрации Мозаики (Арль - Франция). - был принят на работу, в указанное выше управление, на должность «консерватора».

С 1993 по 2002 год, до выхода на пенсию, художник трудился как «пчелка»… таскал камни, месил раствор, рисовал картинки для чужих публикаций. И все же ему удалось выполнить ряд уникальных работ по научному воссозданию утраченных памятников культуры «СВЯТОЙ ЗЕМЛИ». Об этом и были мои посты на тему «ХАИМ КАПЧИЦ - НАШ СОВРЕМЕННИК».

Фрески Святой Земли

Previous post Next post
Up