Монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Обретение образа Шота Руствели. Глава-4.Второе рождение.

Jan 06, 2014 00:07



ВВЕДЕНИЕ.

Фото-01. Удивительный снимок. Обычно, про такие говорят: «МОМЕНТ ИСТИНЫ». И, действительно, в пространстве и времени встретились двое: ПОЭТ И ХУДОЖНИК. Гениальный грузинский поэт, гордость народов ГРУЗИИ, чьё имя славится в веках. И, художник, профессиональной художник, живущий в своем замкнутом мире: образов, игры света и тени, творческих поисков, философии бытия. Мир художника, отличается от мира большинства людей, у которых работа и состояние души, потребности в самореализации порой расходятся. Как говорится: «Делаем одно, а думаем о другом». Художники, поэты, композиторы и вообще, люди творческих профессий, как правило, не имеют необходимости в чем- то ином, кроме творческих исканий, приносящих страдания и удовлетворение. У них нет нормированного рабочего дня и устоявшегося распорядка. Погружение в образ, дается не просто. Оно обусловлено множеством факторов. Об истоках философии творчества, можно говорить бесконечно. Но, сегодня у нас иная тема.

Художника оторвали от работы, он обернулся, но не видит, ни фотообъектива, ни фотографа. Последние штрихи, работа почти закончена. Несколько незаметных, для обычного глаза точек, где-то усилить цвет или смягчить тень…. И образ поэта возвращается из НЕБЫТИЯ!!! Шесть месяцев поиска, сотки эскизов, работа с аналогами, древними миниатюрами, эксперименты с цветом и материалами и беспрерывная работа с образом. Сейчас, это ВСЕ, собрано в подкорковом сознании. Глаза, мозг, руки, это один нерв. И ЭТОТ НЕРВ НА КОНЧИКЕ КИСТИ.

Попробуем прикоснуться к чуду возрождения, или как говорили в иные времена, к «ОБРЕТЕНИЮ ОБРАЗА».

ГЛАВА-1. «МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО КРЕСТА». Предварительная редакция.

http://levakov.livejournal.com/70249.html Глава-1. Часть-1.

http://levakov.livejournal.com/71468.htmlГлава-1. Часть-2.

ГЛАВА-2. «ХРАМОВЫЕ ФРЕСКИ».

Анонс- http://levakov.livejournal.com/71976.html Тема будет развернута в отдельном посте.

ГЛАВА-3. «ОБРЕТЕНИЕ ОБРАЗА ШОТА РУСТАВЕЛИ».- http://levakov.livejournal.com/71976.html Возможно, появятся дополнения или вторая редакция.

ГЛАВА-4. «ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ».



Фото 4-1. Так выглядела фреска с образом поэта и царедворца после её раскрытия в конце 1960 года и до момента акта вандализма. Количество публикаций, рефератов, диссертаций за эти годы, множились как снежный ком. Выдвигались предположения, что это автопортрет начала 13 века. По другой версии фреска создана в 14 веке и списана с более старого изображения. Подробно разбиралось облачение поэта. Одни считали, что это форма одежды для высших чиновников эпохи царицы Тамары. Другие доказывали, что это могло быть облачение священника. Ну и так далее. Наибольшие споры вызвала надпись. Почему имя «ШОТА» и родовое прозвище «РУСТВЕЛИ» разделены в тексте? Некоторые паломники, еще в стародавние времена сообщали, что поэт «подписал свой портрет». К счастью, автограф Руставели сохранился в одном историческом документе http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/598178 ) и естественно не имеет ничего общего с тем, что мы видим на фреске.

Втиснутая в узкое пространство между фигурами двух святых, надпись, сообщает:

«РАСПИСАВШЕМУ СИЕ ШОТА, ДА ПРОСТИТ БОГ (ГРЕХИ), АМИНЬ.

РУ --- СТВЕ --- ЛИ».


Специалисты отмечают, что основная надпись выполнена согласно тексту АГАПА синодика монастыря: «В этот же понедельник агап Шота мечурчлет-ухуцеса». Е.Метревели датирует запись 13 веком. Как, видим, в нем отсутствует прозвище РУСТВЕЛИ. Этот же документ снимает предположение о принятие поэтом монашеского чина.

Можно, предположить, что строчку РУСТВЕЛИ, добавил Никифор Чолокашвили, один из авторов иконографической программы возобновления росписей храма 1643 года. В его распоряжении был богатейший архив монастыря Св.Креста и Голгофы. (Никифор был настоятелем монастыря и архимандритом Голгофы).

Т.Б. Вирсаладзе, в своей работе: «Роспись иерусалимского крестного монастыря и портрет Шота Руставели» (Издательство МЕЦНИЕРЕБА-1974г.) приходит к выводу, что именно к этой дате относится время создания изображения Руставели и всех других ктиторов. Опираясь на мнения других исследователей, он предполагает, что часть фресок сохранились с 14 века. ( Работа этого автора была подготовлена в 1961 году, дополнена материалами, студии документальных фильмов, проводившей съемки в 1966 году и сведениями, полученными от участников экспедиции 1960 года). Он также использует большое количество научных публикаций других специалистов. Анализируя их, он зачастую повторяет некоторую терминологию типа: «Портрет переписан…», «Фрески поновлены…», «Слегка подписаны в 17 веке ..» и Т.Д. и Т.П. Проблема заключается в том, что фреску невозможно дописать, переписать или исправить в той же технике. Возможно, наложить новый штукатурный слой и повторить изображение предыдущей фрески или исполнить другой сюжет. Старую фреску можно очистить от грязи и копоти. При этом фреска практически будет выгладить, как при её создании. Разбитая и пролежавшая в земле 2000 лет, фреска сохраняет свои цвета. Возможно «записать» фреску в другой технике, используя темперные и клеевые краски. Частично, эту проблему, постараюсь разобрать во второй главе, которая, к моему сожалению, продвигается с трудом и медленно.



Фото 4-2. Образ поэта или его портрет? Это самый важный вопрос в нашей теме. Портрет может быть создан только с натуры. (портрет парсуна ). Во всех остальных случаях, это художественный образ, который иногда называют «историческим портретом». Возьмите для примера прижизненные портреты Грибоедова, Баратынского, Пушкина и сравните их с хрестоматийными вариантами. Две большие разницы!!!

И все-таки, ктиторское изображение Руставели, отличается от всех остальных фресок нижнего регистра в росписи собора. Именно это ощущение и позволяет, надеется, что существовал живописный прообраз. Возможно, это была миниатюра из рукописного экземпляра его поэмы. Сохранилось несколько изображений. Одно из них датируют по-разному. От 15 до 17 вв. (http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/590236 Копия этой миниатюры включена во французское издание 1852 года). Сегодня трудно себе представить, сколько всего было рукописных экземпляров. Существовали сборники, в которые включались несколько произведений разных авторов. Богатые заказчики украшали такие рукописи миниатюрами. Иногда использовались миниатюры из пришедших в ветхость старых рукописей. В экземпляр поэмы Руставели, заказанным Л.Дадиани был включен его собственный портрет, несколько карикатурный,( http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/589710 ) но близкий к изображению на фреске в храме Цаленджиха (http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/589455 ) и совсем не похожий на тот, который был в кафаликоне монастыря Св.Креста. (http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/589293 ) Так, что возможны варианты.

Левон Дадиани, государь Мегрелии, предпринял попытку противостоять Турецкой и Персидской экспансии на грузинские земли. После смерти своей супруги, он оплатил долги монастыря Св.Креста и выделил средства на его ремонт. (Смотри фото и аннотацию под №2-1 второй главы и http://dadiani.si.edu/levanii.html). Во многом он надеялся повторить деяния Давида Строителя, а его сестра, царица Мариам ( Дадиани, Мариам, её изображение частично сохранилось на фреске Пантократору) была также набожна, высоко образована и деятельна, как царица ТАМАР.



Фото 4-3. Акт вандализма был совершен летом 2004 года. Дикий, бессмысленный, не объяснимый. Можно искать мотивы или предлоги. Попытаться выявить исполнителя и заказчика. Но как объяснить, что в двадцать первом веке люди способны на такое. И надо ли это объяснять? Мы совершаем эти акты ежедневно, каждую минуту и секунду. Мы измываемся над ЗЕМЛЕЙ, которая дала нам ЖИЗНЬ. Над своим собственным и чужим здоровьем. Все это мы гордо называем «цивилизацией»!!! На самом деле, мы - «ЧЕЛОВЕКИ», еще не вылезли из шкуры пещерного существа.

Демонстративное уничтожение образа поэта было приурочено к визиту президента ГРУЗИИ в Израиль. А, за сим последовала «дипломатическая война». Не хочется давать оценку работе тех государственных органов, которые призваны следить за сохранением мирового наследия на территории государства.

Управление древностей призвало, отправленного на пенсию, художника Хаима КАПЧИЦА, спасать положение. И как всегда, в качестве исходного материала, ему представили несколько фотографий. Ни историко-архивных материалов, ни физико-химических исследований, ни отчета и «полевых» материалов о работах по собору и живописи, проведенных в 1969-1973 годах он не получил.

И не смотря на это и вопреки такому отношению, он выполнил предварительный проект и представил его на «научный совет», в котором не было ни одного искусствоведа, художника-реставратора или иного специалиста по фресковой живописи. «Специалистам» проект художника не понравился. И, как бы «вовремя», последовал указ министерства иностранных дел, прекратить работы. Политика! Хотел написать «ГРЯЗНАЯ ПОЛИТИКА» и подумал…. А разве иная бывает?!!!!



Фото 4-4. Греческая сторона, оставшаяся «один на один» с дипломатической проблемой, срочно направила в Иерусалим иконописца. Художник добросовестно и оперативно исполнил свою работу. И, надо быть честными до конца, по-другому он и не мог это сделать. В Греции великолепная реставрационная школа. Специалисты высочайшего уровня. Но именно их и не привлекли к этой работе. Необходим был человек, который «соблюдет канон» и, не задумываясь, решит проблему. (Опять политика). И, вполне естественно, что представители Грузии, отреагировала на этот «демарш», крайне отрицательно. Профессор Тамила Мгалоблишвили, руководитель «Центра комплексного освоения (сохранения) грузинских древностей за рубежом» выразила категорическое неприятие подобного решения. Было много публикаций. Джильда Иванишвили озаглавила свою статью так: «Покушение на бессмертие….»

http://www.nukri.org/index.php?name=News&file=article&sid=312

Во время официального визита в Иерусалим, президент Грузии посетил монастырь Св.Креста и был крайне огорчен «такой реставрацией» образа Шота Руставели.

Были предприняты попытки привлечь специалистов ЮНЕСКО. (http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=25977).Увы, за великолепными декларативными документами и воззваниями, в этой, некогда прославленной организации, стоит вся та же грязная политика.

И вновь был призван спасать положение художник ХАИМ КАПЧИЦ!

Затаив дыхание, грузины издалека наблюдали за его ежедневной работой в плохо освещенном и холодном соборе. Греки установили современную видеокамеру и следили за развитием событий сидя за мониторами. Однако художник не видел ни тех и не других. Ему это не интересно. Он оставался один на один с ОБРАЗОМ ПОЭТА.



Фото 4-5. Казалось бы, что общего, между фреской и карандашным рисунком?

И все-таки без карандашных эскизов, как и много столетий назад, художник обойтись не может. Только раньше, это мог быть древесный уголек или серебряный карандаш.

Листок за листком, падают на пол карандашные рисунки. Работа доходит до автоматизма. Задача не простая, воссоздать гравюру портрета, выявить характер лица, обратить внимание на все детали, формирующие образ. И, при этом, постараться повторить направление движения руки того, безымянного, автора. Полученный результат не обязательно должен быть «похожим». Это рабочий материал. Он понятен и необходим только автору. Это часть методической схемы работы над реконструкцией. Выполнить факсимильную копию, возможно лишь имея перед собой оригинал. Это могут многие профессионалы. Чтобы воссоздать утраченный образ по фотографиям и сохранить его художественную силу, надо пройти весь путь мастера, автора живописного произведения. И, это не каждому под силу.



Фото 4-6. Работа в цвете не менее важно. Здесь уже иная задача. И снова, вы не увидите конечный результат и точное соотношение цветов. Это складывается у художника в голове. Ему важно отработать схему наложения красок, их плотность и «просветленность» в необходимых местах. И, конечно, понять, прочувствовать «манеру» письма автора. Это и есть та часть творчества, которая допустима при воссоздании утраченного. Главное, чтобы конечный результат его, не оказался «лучше» утраченного произведения.



Фото 4-7. Следующий этап, при кажущейся простоте, фактически определяющий. Художник вплотную подошел к работе «на натуре». Необходимо совместить границы сохранившихся участков живописи портрета с восполняемыми утратами. Одним словом, органично «вписать» лицо поэта. При этом надо учитывать, что художник не пользуется какими либо измерительными инструментариями. Для обывателя, тонкая линия, это всего лишь тонкая линия. Для художника, она живая. Её толщина, на разных участках протяженности то утолщается, а на других, практически сводится на «нет». Меняется кривизна и т.д. Эскизы и проектная калька исполнены в натуральную величину. Необходимо их совместить так, чтобы в процессе работы, образ как бы проявлялся. От общего к конкретным деталям и снова к общему. В былые годы, в полиграфии, существовала редкая специальность «приправщик». Идеально выполненное клише, не давало четкого рисунка текста или репродукции. «Приправщик» исправлял положение «на глаз». Всего лишь две вещи: талант и опыт!

Именно эту ситуацию и решал художник. Калька оживала под руками. Чуть левее или правее, выше или меняя угол наклона к оси композиции, нащупывались точки сопряжения. И не раз калька менялась. Свет «упал по-другому», пол шага в сторону и новая редакция. И так многократно.



Фото 4-8. Перенесенный на натуру рисунок, нам кажется, какой-то непонятной картограммой. Но это только нам. Художник уже полностью в образе. Он работает быстро и уверенно. Главное, чтоб не мешали!!!



Фото 4-9. И вот, процесс реконструкции, завершен. Теперь, художник должен привыкнуть к воссозданному им образу. «Всмотреться». Дать отдохнуть глазам и взглянуть на свою работу, как бы со стороны. Он не торопится убирать вспомогательный материал. Чисто механически, он тонирует граффити под цвет фрески, сохраняя их. Ведь это тоже часть истории. И, при этом периодически, возвращается к сделанной работе. Как бы выверяя её. Когда напряжение спадает, появляется уверенность в завершенности работы. И ЭТО ГЛАВНАЯ НАГРАДА ДЛЯ ХУДОЖНИКА!



Фото 4-10. Давайте и мы, еще раз, остановим свой взгляд на изобразительном ряде, иллюстрирующем процесс ВОЗРАЖДЕНИЯ ОБРАЗА.



Фото 4-11. Прошло десять лет. Политические страсти поутихли. Большинство туристов и не только они, не имеют представления об этой истории. Образ Шота РУСТАВЕЛИ на фреске органичен. Он по-прежнему вызывает интерес у посетителей монастыря и поклонников поэта.

А ХУДОЖНИК ПЛАДОТВОРНО РАБОТАЕТ, своим творчеством борясь с НЕВЕЖЕСТВОМ, порождающим СОВРЕМЕННЫХ ВАНДАЛОВ.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Грузинская сторона, высоко оценила труд мастера. Многочисленные публикации в прессе, фильмы и радиопередачи отразили глубокую благодарность грузинского народа.

Фрески Святой Земли

Previous post Next post
Up