Leda and the Swan. Это странная, странная ЛЕБЕДИНАЯ ЛЮБОВЬ. И несколько слов об античном художественном образе иудейского некрополе в Бейт - ШЕАРИМ.
Фото № 00. Вы, уже догадались. Я, по своей сути - консерватор, да и по основной специальности тоже. По традиции, во всех (многих) постах присутствует крышка люка…. Как визитная карточка. Эта репродукция вместо люка. Portrait of Faustina Romana (obverse); Leda and the swan (reverse) 1550s-
http://nga.gov.au/International/Catalogue/Detail.cfm?IRN=66251&Orient=Verso Нет, нет, не пугайтесь, мои дороги ЖЖ - френды и уважаемые доброжелатели. Я, не собираюсь пересказывать вам ГРЕЧЕСКУЮ МИФОЛОГИЮ. Я уверен, что, многим из ВАС, она давно и с любовью знакома с юношеских лет. Правда, в те далёкие советские годы, круг книг для чтения молодым поколением, был строго регламентирован, и ограничен школьной программой. Но у многих, настольной книгой, по данной теме, была книга профессора Н.А.КУНА «Легенды и мифы древней Греции». И, это не случайно, ведь это был «отголосок» старого, дореволюционного образования. Времена нынешние, когда мир стал открытым для всех ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ, а туристическая индустрия, предлагает активным путешественникам переводы самых замечательных книг, позволяет человекам знакомится со многими аспектами мировой культуры. Практически в любом греческом городе можно приобрести литературу по истории, путеводители, каталоги и альбомы на русском языке, добротно отпечатанные в КИТАЕ, на прекрасной бумаге…
Итак, небольшой пост на тему любви в образах, фантазиях и мифах античного мира.
Все, что сохранилось до наших дней, из этих потрясающих произведений, практически опубликовано, и доступно любознательному читателю. К, великому огорчению, это лишь небольшой фрагмент того космического мира, того пласта мировой культуры, который дошел до наших дней. С удивительным упорством, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, уничтожает все прекрасное, предлагая взамен убогое, примитивное и тупиковое в отношениях между людьми и богами. Возможно, писатели- фантасты правы, и, люди, это лишь случайная плесень на теле планеты. И, сбросив эту накипь, на земле снова зацветет райский сад……
В божественной космогонии древних греков всё начиналось, как и у других зарождающихся народов с ХАОСА И «БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ». Опустим все эти перипетии ( В самом сжатом виде, можно прочитать в книге Софии Сули «ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ»). Нас интересует ГОСПОДИН ЗЕВС и его не простые любовные похождения. А, вернее, один эпизод, из океана многих. Не зря, одно из его имен, было ЛЮБЬВИОБИЛЬНЫЙ. Правда, с точки зрения современной морали, эти похождения не вписываются в рамки ныне культивируемых норм поведения современного мужчины, даже, если он и «олигарх». В погонях за прекрасными богинями и земными красавицами, он не стремится поразить их высотой чувств и чистотой помыслов. Наоборот, он гоняется за ними по всему космосу или земле, являясь то в образе белоснежного золоторого (и не только рога были золотыми…) быка. В результате этого сексуального действия мы получили континент ЕВРОПА и Созвездие БЫКА и соответствующий знак зодиака, а также Миноса, Сарпидона и Радоманта, ибо действие происходило на Крите под вечнозелёным платаном, так, что с небес ничего не было видно. Или представляется в образе дракона, змия, и прочих представителей животного мира. (И, не только животного). Он берёт их СИЛОЙ, как бы утверждая, свои права на Главенствующую роль в пантеоне новой династии богов. Возможно, этот образ действия сложился в результате тысячелетнего перехода человечества от матриархата к патриархату…… . И не последнюю роль в этих мифах, занимают явления «ТОТЕМИЗМА». Я позволю себе процитировать Г.В.Сумарукова (ссылка в других постах): «Тотемами чаще всего считались животные, но в редких случаях - растения и даже не живые предметы и явления природы. Во времена первобытного общества фантазия людей, находившихся в большой и тяжелой зависимости от окружающей природы, легко порождала и воспринимала эти представления о нереальном, по существу сверхъестественном родстве». К. этому можно лишь добавить, и подчеркнуть свою родственную связь с богами и миром космоса.
И родила ему божественная супруга ГЕРА детей: АРЕСА, ГЕБА, ЭЛЕТИЯ, ФЕФЕСТ….
Майя родила ему Гермеса, Лито - АППОЛОНА И АФРОДИТУ, Фемида - Мойры и ОРЫ, Мненосина - 9 муз и Т.Д. и Т.П. К, тому же. Был он и коварен. К Алкемене он явился в образе её мужа Амфитриона, и от этого соития родился ГЕРАКЛ. Лишь однажды он явился в своём собственном обличие. Ревнивая ГЕРА, уговорила СЕМЕЛУ, попросить ЗЕВСА, явится ей во всём божественном великолепии. У ног божества сгорела СЕМЕЛА, родив ему недоношенного ДИОНИСА. (Ну, эту историю вы уже знаете).
В искусстве античного мира, эти занимательные истории нашли отражение как в живописных образах: фреска, роспись на вазах, так и на мозаичных панно, на предметах прикладного искусства, мраморных рельефах и объёмной скульптуре. Чаще всего можно встретить два сюжета: «Похищение ЭВРОПЫ и Леда (ЛИДА) и Лебедь (ЗЕВС). Вот так получилось, что преамбула затянулась, и всё же мы подобрались к нашей теме.
По одной из «литературных» версий в русском вольном переводе, ЗЕВС превратился в прекрасного лебедя, чтобы соблазнить ЛИДУ. В, авторских переводах, так часто случается. К, примеру: Ричард - Львиное сердце, для россиян звучит как благородный рыцарь. На самом деле, он получил это прозвище от жителей МЕССИНЫ, за бессмысленную жестокость и бессердечность, проявленную против единоверцев, оказавших ему сопротивление. (В, общем, такие истории стары как мир).
Согласно греческой мифологии (сохранилось несколько версий), это выглядело так: Зевс долго гонялся за замужней женщиной, и когда она уставшая опустилась на зеркало озера, приняв образ прекрасного лебедя (или гусыню), настиг её, так же превратившись в лебедя. (Как эта птица звучит в женском и мужском родах, не знаю, получается что-то неприличное).
Случайно, или по иронии судьбы, в тот же день произошёл любовный союз ЛИДЫ с мужем. В, результате на свет появились две пары близнецов. ЕЛЕНА и ПОЛИДЕВСК считаются детьми ЗЕВСА. Кастор и Клитемнистра от мужа. (Такие «чудеса» и сейчас случаются при искусственном оплодотворение). Мальчиков часто называют «просто» Диоскуры. («ДИОС - КУРЫ» - языковые чудеса).
А, вот, иконография этого любовного похождения иная. В, нём, ЛИДА сохраняет женский облик, а ЗЕВС, предстаёт в образе ЛЕБЕДЯ, иногда грозного и большого, а порой, нежного и нерешительного. Художественных произведений на эту тему множество. От этрусков, греков, римлян и художников ВЫСОКОГО ВОЗРАЖДЕНИЯ, до современных творцов искусства. Достаточно набрать в поисковой программе интернета словосочетание: «Leda and the Swan» и бессонная ночь вам гарантирована.
Я, же, ограничусь десятью иллюстрациями к нашей теме:
Фото № 01. Замечательная мозаика с КИПРА. Настолько замечательная, что была похищена из экспозиции. По слухам, снова на родине, в доме ЛЕДЫ. Иконографический образ романтичен, можно дать название «ФЛИРТ»
http://nicksays.typepad.com/photos/larnaca_cyprus/dsc_0040_2.html -мозаика инсито.
http://www.cyprusexplorer.globalfolio.net/rus/paphos/object/house_leda/index.php Фото № 02. А. это уже фреска. Сюжет канонический. Фресок этого периода сохранилось крайне мало, в отличие от мозаик и произведений из мрамора. Тем приятней, данный подарок археологов.
http://www.utexas.edu/courses/mythmoore/imagefiles/images/05leda.jpg Фото № 03. Ну, вот, женское начало победило. Леда (ЛИДА) - просто богатырь, а ЗЕВС - ГАДКИЙ УТЁНОК.
Фото № 04. А такой вариант уже ближе к теме. Патриархат победил!!!! Грубо, жестоко, когтисто, зато, как говаривал господин ШИКО: «По-королевски».
Фото № 05. Ну, а как же наши пенаты. Хотя большинство античных мраморов по-прежнему «хранится» в запасниках, все же кое что можно увидеть. Главное не проходить мимо. Разрушенный саркофаг из Кесарии с интересующим нас сюжетом, можно увидеть в музее Израиля
http://www.ilmuseums.com/museum_rus.asp?id=12 Да, тут уже откровенное насилие……. (Возможно, что часть фрагментов саркофага хранится в чудесном кибуцном музее) - одно из лучших собраний античных древностей нашего региона.
http://www.ilmuseums.com/museum_rus.asp?id=108 Фото № 06. С Кесарией все понятно. Античный город, часть римской империи, где иудейская и самаритянская общины составляли меньшинство. Но этот, же сюжет на саркофаге из древнего города Бейт - Шеарим. Любимая тема составителей путеводителей по Святой Земле. ( Для тех. Кто незнаком с этим объектом, несколько интересных ссылок)
http://community.livejournal.com/all_israel/56707.html (
)dona_anna http://israel.report.ru/material.asp?MID=1295 - Маша Хинич
Город, где заседал Синедрион, где сохранился пещерный некрополь, священный для многих поколений евреев. Даже те, кто фактически вел имперский образ жизни, являясь полноправным членом государства, стремились быть похороненными в этом месте. И, при этом, внешний облик, его торжественный фасад был, абсолютно римским. Сегодня мы можем увидеть только небольшую часть пещерного комплекса. Даже, из того, что было раскопано. Пещера, где, при входе была мозаика с дельфинами, закрыта. Пещера с солярным кругом и кораблем, недоступна для посетителей, эти граффити можно увидеть только в учебниках и энциклопедиях. То, что, выставлено в одной из пещер, под названием музейная экспозиция, составляет 1% от обнаруженных артефактов. Их можно частично увидеть в нескольких увесистых томах, посвященных истории археологических раскопок комплекса.
Саркофаги из местного камня, более грубые, в основном имеют декоративные элементы, присущие (условно) иудаизму. Значительное число свинцовых саркофагов, традиционно - имперские, с языческой символикой. Большинство надписей сделано на греческом языке, есть и на иврите и арамейском.
Возвращаясь к парадному входу в один из наиболее больших комплексов пещер, привожу две репродукции из Новой Археологической Энциклопедии.
Фото № 07 и № 08.Сохранилась центральная часть, полуциркульного карниза с фризом, фронтона второго этажа. В, центре, как и положено «РИМСКИЙ ОРЕЛ», по бокам грифоны, и сцепившаяся свора собак (некоторые исследователи считают, что это волки). А, наверху, вырубленный в скальном грунте, амфитеатр, для проведения сакральных мероприятий. ( над другими входами были аналогичные). Нет смысла комментировать это. Все было значительно сложнее, чем представляется современному человеку. Многогранная, объёмная культура Запада, не могла не повлиять на образ жизни покоренной провинции.
Сегодня, многие склонны считать, что роскошная вилла в ЦИПОРИ, украшенная мозаиками на тему ДИОСИНИАДЫ, принадлежала ВЕЛИКОМУ УЧИТЕЛЮ ИЕХУДЕ ха - НАСИ. Вполне могу допустить это. Вряд ли учитель жил и работал в этом дворце, но принимать официально высокопоставленных римских друзей он был обязан в соответствующей обстановке.
Фото № 09. Вернемся к нашим лебедям. Вот этот милый рисунок на античной вазе, представляет нам «ОБРЕТЕНИЕ ЯЙЦА». Версия, что иконографический образ не соответствует мифологическому повествованию, имеет право на рассмотрение. Согласитесь, что женщина снести яйцо не могла, а значит, тот вариант, что сообщает о её превращение в гусыню или лебедя более логичен. Хотя, какая может быть логика в мифологии? А. ведь драконы тоже откладывали яйца. Так, что прекрасная ЕЛЕНА, породившая, кровавую войну могла быть страшным драконом, принявшим облик девушки. Так, что можно продолжать цепочку мифологических образов до ЗМИЯ, (тоже рожденного из яйца) соблазнившего райскими яблоками (или гранатами) Адама и Еву. Но, пора закруглятся.
Фото № 10. ВОТ, ОНА, НАСТОЯЩАЯ ЛЕБЕДИНАЯ ЛЮБОВЬ.
Так, на всякий случай:
http://anthropology.ru/ru/texts/kakovkin/misl8_30.html Любовь - привратница «бессмертия»
(об одном христианском рельефе с языческим сюжетом) А.Я. Каковкин (Гос. Эрмитаж).
http://www.users.globalnet.co.uk/~loxias/helene.htm http://lia-hantenbein.livejournal.com/60803.html http://en.wikipedia.org/wiki/Leda_and_the_Swan http://www.vanishingtattoo.com/tattoos_designs_symbols_swan.htm