ФРЕСКИ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ. Гефсиманский сад. Св.ГЕОРГИЙ

Feb 03, 2009 13:06



В продолжении темы ГЕФСИМАНСКИЙ САД. (Отдаленный участок). http://levakov.livejournal.com/4129.html

Консервационные работы по большому фрагменту фрески из Гефсиманского сада продолжаются с переменным успехом около десяти лет, что во многом зависит от финансирования. При благоприятных условиях, они видимо будут завершены к открытию, после капитальной реконструкции, основного комплекса музея Израиля  http://www.ilmuseums.com/museum_rus.asp?id=12 Фрески предполагается разместить в специальном тематическом зале. Обо всем комплексе работ по консервации найденных фрагментов фрески я надеюсь рассказать в отдельном выпуске.

Во время работы по снятию фресок было сделано небольшое открытие. Был выявлен эскиз-рисунок с изображением всадника на подготовительном штукатурном слое, являвшимся основанием собственно фрески. Иконографический образ рисунка во многом совпадает с каноническим изображением Св.Георгия 11-13 вв. Конечно, возможны варианты. Сохранилось множество изображений святого воинства и просто всадников. На Святой Земле в этот период времени были сосредоточены представители практически всех Европейских народов, Ближнего востока и Кавказа. Соответственно и различных художественных школ и направлений. Обратимся поэтому к авторитетному источнику.

Настольная книга интересующихся этой увлекательной темой «ЛАТИНО_ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО» ЖАНА РИШАРА, использовавшего большое количество исторических источников и публикаций по интересующей нас теме.

Стр.407. «……франки научились применять в других областях искусства достижения местной традиции: часто роспись соборов доверяли художникам, творившим в византийской манере, например, в Фонтен дез Эмо и, прежде всего, в Вифлееме, где художники Василий и Ефремий выполняли за плату от Мануила Комнина и Амори 1 церковное убранство, в котором западные святые причудливым образом изображены в перемешку с восточными, а греческий язык соседствует с латинским».

Стр.408. ….мы знаем, например, из свидетельства Вильбранда Ольденбургского ( около 1212 г.), что в Святой Земле, чтобы украсить дома и дворцы, на работу охотно привлекали сирийских мастеров, более умелых. Чем их франкские конкуренты. «Сирийцы, сарацины и греки превосходят всех в искусстве декорации», замечает Вильбранд, выражая, таким образом, мнение всех латинян Сирии.

……….в области художественного творчества франкские архитекторы и скульпторы в сотрудничестве с местными художниками и декораторами (создателями мозаик и инкрустаций из дерева, граверами) породили франко-сирийское искусство, которое на протяжении двух столетий процветало на латинском Востоке.

На сегодняшний момент, это наиболее приемлемое определение подходящее к нашему случаю. Так, что, до появления дополнительных сведений. Остановимся на нем. Итак, с большой долей вероятности изображение Св.Георгия:


Фото № 01.Рисунок Св.Георгия после завершения консервационых работ и перенос на новое основание. Фото Владимира Битмана.2009 Г.



Фото № 02. Одно из многочисленных изображений Св.Георгия.

В искусствоведческой литературе и сети интернета можно найти массу вариантов этого сюжета. Иногда, в некоторых странах, вместо «змия», олицетворяющего зло и невежество языческого мира, изображался сарацинский воин. Это и не удивительно. Вспомним русские былины (а. еще проще мультфильмы) про «Змея Горыныча и Соловья-разбойника». Классический образ Св.Георгия отличается от иконографического. Георгий победил «змия» праведным словом. Повязал его пояском прекрасной девушки и передал городскому магистрату на суд. ( Фреска из церкви Св.Георгия в Старой Ладоги)  Ну. А далее, как водится. Насколько иконографический образ мастеров византийской школы отличался от западноевропейской можно судить по фрескам « КОМАНДОРСТВА КРЕССАК»

http://www.templarhistory.ru/home.php?d6aobbtHkyUj0I0DrutbTNwkH%26velfzr





Фото № 03.После фиксации и снятия основной фрески, фрагмент «второго плана» решили сохранить и также перенести в лабораторию для консервационных мероприятий. В тот момент на следующем участке не было выявлено продолжения сюжета с всадником.



Фото № 04.Сотрудник управления древностей, художник ХАИМ КАПЧИЦ выполнил в масштабе рисунок всадника, зафиксировав и «проявив» каждую деталь, каждую черточку этого сюжета. Общепринятой методикой реставрационных работ, помимо фотографий и обмеров, рекомендуются делать зарисовки наиболее сложных объектов. При этом, художник «Выявляет и ставит акценты» на то, что обычная фотография не может отобразить.



Фото № 05.Технологический процесс перевода фрески на новую основу требует тщательной зачистки её до определенной толщины. Естественно, что это делается с изнаночной стороны с всевозможной осторожностью, элементам исследования и консервационными мероприятиями. Эту трудоёмкую и нудную, но, необходимую процедуру выполняли практически все сотрудники отдела. В том числе и ваш покорный слуга.



Фото № 06. Вот так выглядит изнаночная сторона одного из фрагментов в процессе данной работы (промежуточный этап). Вначале удаляли подготовительный слой штукатурки фрески, более грубый по своему составу и отличавшийся по цвету. Эти различия помогали не перейти границу между слоями. При этом удалось зафиксировать насечку под основной слой, которая, после зачистки на основном слое, выглядела как клиновидные бугорки. Такой прием известен и необходим для лучшего сцепления с основанием.



Фото № 07. На следующем этапе, при утончении слоя, проявился фрагмент рисунка, не выявленный первоначально. По нумерации он был следующим за участком с всадником.



Фото № 08. Это позволило совместить два рисунка и завершить найденный эскиз. Вы видите следующий вариант, выполненный художником ХАИМОМ КАПЧИЦЕМ.



Фото № 09. Несколько слов о замечательном мастере. Профессиональный художник- монументалист Хаим Капчиц многим известен как в нашей стране, так и за рубежом. Его работы можно увидеть на выставках, в художественных альбомах и каталогах, на городских площадях, в парках, и в интерьерах общественных зданий. Около 15 лет Хаим работал в Управлении древностей. Участвовал практически во всех проектах. Автор художественной реконструкции фресок Сидонской усыпальницы в Национальном парке Бейт-Гуврин-Мареша, фресок на ипподроме в Кесарии. Мировую известность ему принесла уникальная работа по восстановлению лика Шота Руставели в монастыре Креста в Иерусалиме. Сегодня, художник, продолжая творческую работу, много времени занят просветительской и преподавательской деятельностью. Об основных реставрационных проектах мастера я постараюсь рассказать подробно на страничках живого Журнала, но это требует времени, так, что, это только АНОНС предстоящих тем.



Фото № 10. И вот, завершение работы. Художник-реставратор Владимир Битман проводит последний штрих и ставит «завершающую точку». На его долю выпал основной. трудоемкий объем работы. Иногда реставраторов упрекают в медлительности. Такие вещи невозможно делать на скорую руку. Можно пропустить самое важное, не понять замысел автора, ход его мыслей и ошибки. Кто -то прошел мимо и сделал дельное замечание, утренний свет проявил упущенную деталь, увиденный аналог принес новую информацию…… и т.д. Теперь дело за художником - экспозиционером. Думаю, этот небольшой фрагмент с изображением Св.Георгия, увидят во многих музеях просвещенного мира. О других работах художника реставратора Владимира Битмана постараюсь рассказать подробней.

Несколько ссылок:

http://feb-web.ru/feb/todrl/t12/t12-292.htm

М.В.Алпатов. «Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси».

http://www.bestreferat.ru/referat-91048.html Михаил В.А. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси

http://dragonest.by.ru/def/st_george.html Вилинбахов Г. В., Вилинбахова Т. Б

Фрески Святой Земли

Previous post Next post
Up