Нынешнее:
По версии дознания, 14 сентября 2016 года Прието прибыл из Республики Казахстан в многосторонний автомобильный пункт пропуска «Павловка» Пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области, который расположен в Карасукском районе.
Прието было отказано в пересечении границы Российской Федерации, поскольку у него отсутствовало разрешение (виза).
Однако гражданин США в обход пункта пропуска «Павловка» пересек Государственную границу Российской Федерации, но был задержан пограничным нарядом.
Былое:
20 ноября 2009, 09:19
Лев УсыскинНевероятные приключения американцев в России
Осенью 1789 г.
в Каире скончался 37-летний англичанин, точнее - американец, уполномоченный президентом Лондонского Королевского общества и Английским Африканским обществом осуществить экспедицию по изучению районов истоков реки Нигер. Звали его Джон Ледиард, и, приехав в августе из Лондона в Александрию, он ожидал попутного каравана. То, что начальная точка предполагаемого маршрута была столь далеко и странно расположена относительно его конечной цели, видимо, имело какие-то рациональные объяснения, но также демонстрирует своеобразный стиль скончавшегося путешественника - имевшего всю жизнь дело с крайне протяженными в пространстве проектами и не боявшегося расстояний. Но обо всем по порядку.
Родился Джон Ледиард в 1751 г., в Кротоне, Массачусетс. Отец его был моряком, однако он умер, когда мальчик был еще маленьким, - воспитывался же Джон в доме своего деда в
Коннектикуте. Мальчика определили в духовный колледж, где стали готовить из него миссионера для работы среди индейцев - довольно актуальная, похоже, для тех лет и мест профессия. Тем не менее, Ледиард, несмотря на неплохие успехи в обучении, колледж не заканчивает и нанимается матросом в ближайшем порту Нью-Лондон на корабль, идущий в Средиземное море. Видимо, уже тогда жажда дальних странствий воцарилась в сердце молодого человека, требуя себе все новой и новой пищи.
В первом же рейсе Ледиард даже пытается (впрочем, неудачно) покинуть судно и завербоваться в Гибралтаре солдатом в какой-то дальний поход. По возвращении же в Америку, услыхав о том, что легендарный Джеймс Кук готовится к своей очередной (третьей и последней) экспедиции, Ледиард бросает все и через Нью-Йорк отправляется в Лондон, намереваясь, ни много ни мало, убедить Кука взять его в свою команду.
Как ни странно, ему это удается - нашелся кто-то, кто представил юношу Куку и последний, видимо, увидав характерный огонь в его глазах, принял Джона капралом морской пехоты на один из двух кораблей экспедиции "Резольюшн" - тот, которым Кук командовал лично.
Третье, закончившееся для великого мореплавателя трагически, плавание Д. Кука в значительной степени проходило в северной части Тихого океана. Официально оно имело целью поиск т.н. Северо-Западного прохода - то есть, водного пути через Северную Америку из Тихого океана в Атлантический. Проход тогда найден не был, однако в ходе плавания в 1777 г. корабли Кука достигли линии сплошных льдов в Беринговом проливе, коснулись Аляски и, что для нас важно, неоднократно взаимодействовали при этом с русскими промышленниками и моряками. Документально известно, что сам Ледиард впервые в своей жизни столкнулся с русскими около 10 сентября 1777 г., когда на о-ве Уналашка (один из Алеутских о-вов) "весьма разумный и острой морских солдат корпорал" был послан на переговоры с местными жителями и затем успешно вернулся на корабль с тремя русскими промышленниками. Ледиард действительно был у Кука на хорошем счету, для нас же важнее тот факт, что практически все плавание молодой человек вел личный дневник, по материалам которого несколько лет спустя написал и издал книгу. В это время Джон жил на родине, переброшенный туда в составе английского экспедиционного корпуса в 1782 г. и тут же дезертировавший из его рядов: молодому человеку, по-видимому, не особенно хотелось сражаться против соотечественников, поднявшихся на восстание.
Вышедшие в 1783 г. "Дневники последнего путешествия капитана Кука по Тихому океану" сделали Ледиарда достаточно известным в профильных кругах. Сам же Ледиард оказался буквально заражен идеей, на осуществление которой положил остаток дней своей недолгой жизни. Состояла она в том, чтобы обследовать северо-западную часть Американского материка - пройти от Тихоокеанского побережья к восточным, населенным белыми людьми, районам. В сущности, это было порождением главным образом патриотического чувства - так или иначе Ледиард понимал, что эти неисследованные земли являются естественным ресурсом территориального расширения его молодой страны. И первая стадия такого расширения, освоения новой территории именно и состоит в ее описании и изучении. Мы не знаем, насколько четко формулировал он для себя подобные материи, но то, что они принципиально были доступны пониманию не только Ледиарда, - сомнению не подлежит.
Итак, у американца родился первый проект экспедиции к манившим его местам. Основная идея состояла в том, что эта экспедиция предполагала самоокупаемость и даже прибыльность - то есть была обыкновенным бизнес-стартапом. Предполагалось, что в девственных землях севера легко добыть ценные меха, каковые со свистом уйдут в Кантоне. Плавая с Куком, Ледиард лично убедился в осуществимости и того и другого. Оставалось найти "бизнес-ангела", который вложится в подобное предприятие. Таковой, хоть и не сразу, но нашелся. Звали его Роберт Моррис, это был довольно известный в Америке финансист и общественный деятель. Заручившись его авансом, Ледиард занялся поиском экспедиционного судна - что давалось ему с трудом отчасти по деловой неопытности, а отчасти в силу объективно низкого предложения фрахта, расстроенного долгой войной. В конце концов что-то подходящее нашли, но Моррис тут же отправил этот корабль по другому маршруту, несложному и коммерчески выгодному. Подобное повторилось еще как минимум дважды. Затем судно было все-таки найдено - но в последний момент оно оказалось непригодным технически. Затем настала осень, и затею следовало отложить на следующий год. Тогда Моррис послал в Нью-Йорк одного из своих опытных комиссионеров, и тот шутя сделал то, чего Ледиард не смог добиться в поте лица: подходящее судно было найдено и зафрахтовано, однако с начала навигации Моррис отправил и его в Кантон - история повторилась в четвертый раз.
Взвесив все, Ледиард решил, что в Америке искать больше нечего, и отправился в Старый Свет - где, как он считал, легче найти спонсоров. В начале апреля 1784 г. судно, зафрахтованное до Кадиса, повезло его в Испанию…
Уже в Кадисе до американца дошли слухи о том, что в далекой России готовится серьезная экспедиция на север Тихого океана. Собственно, это были русские секреты, известные всем: в Петербурге и в самом деле готовилось несколько экспедиций в те края (на базе целого ряда плаваний, выполненных в предшествующие годы) - предполагалось отправить в кругосветное плавание капитана первого ранга Муловского, а также сформировать отдельную экспедицию для изучения бассейна Колымы и Чукотского полуострова - она, в частности, должна была проплыть через Берингов пролив. Эту последнюю экспедицию, кстати сказать, возглавлял англичанин Биллингс - бывший соратник Ледиарда по экипажу "Резольюшн". Информация об этих проектах поступала в Европу в режиме "управляемой утечки", главным каналом каковой была личная переписка Екатерины Великой. Здесь шла тонкая игра - переплетение вопросов престижа государств и коронованных особ, экономических выгод и экспансионистских аппетитов нескольких держав, уже обративших деятельное внимание на тот участок земного шара, - России, Англии, Франции, США.
Весной 1785 г. Ледиард прибыл в Париж. Буквально через несколько дней по прибытии он знакомится с Полом Джонсом, знаменитым "Черным пиратом", грозой англичан и отцом-основателем американского военного флота. В Париж Пол Джонс приехал за деньгами - точнее, за своей долей призовых денег, полученных от продажи в годы прошедшей войны захваченных им английских судов. Деньги, однако, французское правительство платить не очень спешило, и, пока длились хлопоты, Джон Пол Джонс увлекся проектом Ледиарда. В качестве инвестора (наряду с получившим каперские гонорары Полом Джонсом) предполагалось теперь иметь французское государство. Однако и из этого ничего не вышло - будущий контр-адмирал российского флота наконец получил свои деньги, но вместе с тем он получил и сведения о том, что Франция уже готовит собственную экспедицию на север Тихого океана - это плавание Ж.-Ф. де Лаперуза действительно состоялось в 1785-1788 г.г. Понимая, что вторую аналогичную экспедицию, да еще руководимую иностранцами, Франция спонсировать не будет, Джон Пол Джонс к проекту охладел, и Ледиарду пришлось искать новые варианты реализации своих замыслов.
Теперь его взгляды были прикованы к России. Отказавшись от идеи плыть к Аляске кораблем, Ледиард задумал добраться туда в основном по суше - через всю Сибирь, затем каким-нибудь способом пересечь Берингов пролив и дальше двигаться на юго-восток. Но это сумасшедшее по сути предприятие имело первоначальным препятствием необходимость получения разрешения русских властей - т.н. паспорта. Казалось бы, загвоздка была нехитрая - в Париже Ледиард был хорошо принят такими людьми, как официальный представитель США Т. Джефферсон или герой Войны за независимость маркиз де Лафайет. В итоге Екатерина Вторая получила целых два запроса о содействии: Джефферсон официально просил выдать паспорт для самостоятельного путешествия Ледиарда на Камчатку, тогда как в более интимном письме доверенного корреспондента императрицы барона Гримма, инспирированном Лафайетом, прямо говорилось о желании Ледиарда попасть в состав экспедиции Биллингса и вместе с ней оказаться в Америке. На эти запросы был получен отрицательный ответ, причем в письме Гримму читается весьма прозрачный намек на то, что причина отказа - якобы, вредные республиканские идеи, которые царица связывала с американским гражданством Ледиарда. На самом же деле, данная причина если и имела место - то в незначительной степени. Действительный мотив отказа состоял в естественном нежелании допускать в район исследований досужего представителя государства-конкурента. А то и двух-трех таких государств разом. Здесь надо понимать степень открытости тогдашней России. Да, Екатерина допускала людей иностранного происхождения и даже иностранного подданства к участию в весьма деликатных и секретных мероприятиях - и даже к руководству таковыми. Конечно, такой иностранец мог потом выставить ее страну и власти ее страны в невыгодом свете - но вероятность этого была не слишком велика, поскольку, принимая активное участие в делах, такой иностранец сам оказывался как бы частью этой российской государственной машины, полностью разделяя ее методы и нравы. Иное дело: досужий турист, который все видит, но ни за что не отвечает, - что у него на уме, каковы его персональные интересы - понять невозможно. И потому - лучше, чтобы подобных людей не было вовсе. Мы еще вернемся к этому чуть погодя.
Обескураженный Ледиард уезжает в Лондон, где знакомится с рядом членов Лондонского Королевского общества и даже получает от них, частным образом, определенную материальную помощь. Здесь как будто бы вновь возникает еще один вариант морского путешествия - некий купец предлагал доставить Джона в любое место тихоокеанского побережья Америки в обмен на его опыт плаваний в тех морях. Все шло хорошо, судно даже вышло в море, однако сразу же было принуждено английской канонеркой вернуться в Дептфорд - по каким-то не вполне ясным причинам британские власти также не захотели частной инициативы в исследовании американского материка с северо-запада.
Пережив это фиаско, Ледиард принял решение вернуться к сухопутному маршруту - вернуться и… идти через Россию без паспорта! Надо ли пояснять, что это теперь, задним числом видится делом абсолютно обреченным и крайне опасным - но наш герой опасностей не боялся, а чем Россия отличается от Англии, понимал крайне смутно…
Собрав по подписке крайне небольшую сумму, в декабре 1786 г. Джон Ледиард, сопровождаемый двумя нарочно купленными для похода собаками, отправился в путь. Прибыв морем в Гамбург, он, однако, не двинулся оттуда на восток, а вновь сел на корабль и поплыл в… Копенгаген. Здесь он принялся отыскивать другого американского чудака - майора В. Лангхорна, имевшего известное обыкновение путешествовать пешком и налегке. Лангхорн отыскался в каком-то маленьком отельчике, голодный, полуголый и без копейки денег - Ледиард отдал ему едва ли не половину своих сбережений, однако стать попутчиком Джону майор отказался, собираясь идти по несколько иному маршруту, но, главное, вообще не имея желания делить с кем-либо свое одиночество. В итоге Ледиард, в январе перебравшийся в Стокгольм, двинулся в Петербург пешком один. Стоит оценить этот зимний переход вокруг Ботнического залива - та часть Швеции и сегодня не изобилует населением и населенными пунктами. А уж в ХVIII веке… В общем, поход был исключительно трудным, но 20 марта 1787 г. американец был уже в Петербурге - весь путь из Стокгольма занял у него семь недель!
Итак, Ледиард - в России, (продолжение - в комментариях)