Oct 08, 2017 21:13
Продолжая воспитывать дочь, посмотрел вместе с ней "Метрополис" Фрица Ланга (1927). (2.5 часовая версия Фонда Мурнау)
Едва ли я сам видел его полностью раньше - то есть, отдельные эпизоды вспомнились, но в целом - и даже сам сюжет - смотрел как в первый раз.
Не знаю, как дочь, а я получил уйму удовольствия и кучу пищи для ума.
Вот скажем, сопоставления с позднейшим кино:
1. Чарли Чаплин - "Новые времена" (1936) - сама концепция автоматизированного индустриального производства…; рабочий у множества рычагов управления, не справляющийся с динамикой работы и вызывающий аварию - и т.д.
2. Чарли Чаплин - "Огни большого города" (1931) -- смена героем социальной страты с последующим легким возвращением в прежнюю.
3. Чарли Чаплин - "Великий диктатор" (1940) -- кадры с секретарями диктатора, до идиотизма прилежно стенографирующими его поток речи.
Во всех случаях Чаплин как бы выворачивает наизнанку первоисточник: социальную страту меняет не высший на низшую и назад в высшую, а наоборот - низший на высшую и обратно. стенографисты становятся стенографистками и т.д.
4. Ну и конечно "Терминатор 2" - где злой робот в огне теряет человеческую маску и являет свое металлическое лицо.
Еще непричесанные соображения:
у Ланга в голове прочно сидел "Собор Парижской Богоматери" Гюго -- в той части. где противоборство Ротванга с героем в стенах и на крыше собора.
Самый симпатичный и, на мой вкус, получившийся персонаж - это главный мастер "машины- Сердца" Грот: очень верно изображенный честный технарь, искренне не понимающий, как смежники могут не выдержать свою долю ответственности, когда он вполне выдерживает свою.
Убедительность спецэффектов. Вот любопытно, насколько дочь впечатлил тот факт , что все эти ужасы сняты без компьютерной анимации? Кстати, чудная фишка: Йо Фредерсен разговаривает с Гротом по видеотелефону. В 1927 году! Когда и телевидения-то не было, кажется!
Ну и, конечно, завидки берут - когда воображаешь, какая атмосфера была на съемочной площадке: насколько им было весело все это сочинять и воплощать!
И отдельная мысль: вот мы видим несколько сот человек, снявшихся в этом фильме в 1927 году. Вот бы при появлении каждого впервые на экране, вспыхивала на миг точечка над его головой: зеленая - если погиб во 2МВ и желтая - если погиб в концлагере. Было бы любопытно.
Юля,
кино