ПРОДОЛЖАЯ ЗНАКОМИТЬ ДОЧЬ С МИРОМ КИНО, ПОСМОТРЕЛИ С НЕЙ HELP! РИЧАРДА ЛЕСТЕРА (1965)

Mar 05, 2017 11:31



Это второй из двух его фильмов "с Битлз". Сам я его видел в первый и последний раз лет 30 назад. Уже тогда, по просмотру, у меня возникла уверенность, что эту ленту, так и не побывавшую в советском кинопрокате, вдумчиво смотрели основные сценаристы "Брильянтовой руки" Яков Костюковский и Морис Слободской. Сейчас же, давняя, где-то 85%, уверенность превратилась в 140% - однозначно, смотрели, и этот фильм плотно сидел в голове не только у них, но и у Гайдая, поскольку заимствованы оказались не одни лишь десятки гэгов и общая концепция (злоумышленники пытаются добыть драгоценность, намертво зафиксированную на теле героя-дурака), но и уйма чисто режиссерских решений, которых явно не было в литературном сценарии. Вот выйду на пенсию - напишу сводную таблицу этих цитат и парафразов.
Здесь интересно вообще проследить, как функционирует русская культура в ее советском варианте. Вот есть иностранный фильм , доступный лишь избранным, допущенным к закрытым просмотрам или заграничным поездкам. Фильм - вовсе ничего особенного: ну, смешно, но в общем - всего лишь комедийная связка нескольких видеоклипов на музыку сверхпопулярной в 1965 году группы. И вот Гайдай и товарищи берут из него рамочную концепцию, гэги, а, например, легкую иронию, направленную на масскультурные формулировки британских традиций, превращают в самое сильное за послевоенные годы социально-критическое высказывание в СССР. Развернутое, эшелонированное, всеохватное. Получается шедевр -- в частности, шедевр кинематографический, несопоставимый по своему значению с прообразом.
В принципе, это для русской культуры вполне традиционный ход -- создавая "Капитанскую дочку", Пушкин отталкивался от романов Вальтера Скотта. Ну и где теперь В. Скотт и где "Капитанская дочка"!
Зато у Лестера были "Битлз". СССР ничем таким не располагал и советскими Битлз пришлось стать паре Зацепин - Дербенев, а по большому счету -- совместно с парой Пахмутова - Добронравов. Ну, в фильме Гайдая обошли только первыми двумя.
(Я хочу оговориться, что жанр эксцентрической комедии по своей природе переимчив , и в "Б.Р." можно найти много чего еще -- скажем, рыбалка Никулина у Красных камней - это, конечно же, парафраз рыбалки героя из чаплинского "Мсье Верду". Но лента Лестера тут явно была взята за основу и сознательно, и бессознательно.)
А я и не помнил или даже вовсе не заметил в прошлый раз, что в фильме мелькнул четырехтрубный силуэт лондонской электростанции Баттерси -- той самой, которая через 12 лет украсит обложку альбома "Animals" Pink Floyd.

Дочке, кстати, фильм понравился. Битлз она любит, "Бр. руку" - тоже, аллюзии вполне считывала, а заодно и поняла, что музыкальные видеоклипы начались отнюдь не с Bohemian Rhapsody, и что за последние 50 лет в этом жанре не так чтобы много было изобретено нового.

Юля, кино

Previous post Next post
Up