Николай Николаевич Свентицкий. Русский Тбилиси. Четверть века спустя

Oct 27, 2012 01:17

"Наш клуб выпускает единственный в Грузии профессиональный русский журнал «Русский клуб» ежемесячно. Всё, на этом фактически пресса заканчивается. Естественно, нет никакого русского радио. Т.е. нет никакого русского слова. И только русский театр, который требует особого внимания. 15 лет на всех конгрессах соотечественников я говорю, что не надо строить новые дома русской культуры и науки. Может быть, они нужны, но уже есть база, уже есть русские театры, которые несут эту миссию ежедневно. Не лучше ли подумать, как помочь им... Я возглавляю русский театр. Я более 35 лет работаю в этом театре и могу вам сказать, что это самый старый русский театр за пределами России, первую труппу которого собирал сам Щепкин."
// Боже мой!!! Николай Николаевич Свентицкий! Тот самый Николай Николаевич Свентицкий, к которому в 1986-87 гг. я, рядовой Советской Армии, ездил из Вазиани в Тбилиси, чтобы заказать билеты в русский драматический театр им. Грибоедова для солдат и офицеров нашей части! Он всегда оставлял нам второй ряд. Многие солдаты, рекрутированные из глубинки, оказались тогда в театре впервые в жизни. Сколько лет прошло - и он по-прежнему на своем посту. Браво, Николай Николаевич!


Интервью:

Гости: Николай Свентицкий

Грузинский народ мудрее, чем его бывшее правительство. Какое-то давление со стороны народа мы не ощущали, потому что существует историческая ментальность той взаимной любви русских и грузин...

Из воспоминаний об армии:

"Солдат! С тобой нельзя спорить..."

…Уже в первом увольнении в Тбилиси, находившийся от нас в сорока километрах, я нашел театр. Знаменитый Русский драматический театр имени Грибоедова на проспекте Руставели. Зашел в гулкий холл. Справа была дверь администратора. За ней в небольшой комнате сидел пожилой благородного вида человек, Николай Николаевич Свентицкий. Знакомство с ним сделало нашу часть театральной.
Наутро я после развода подошел к Генсицкому. «Товарищ полковник! В Тбилиси хороший русский театр. Мы можем организовать поездки на выходных?» - «Организуйте. Автобус дам. Всех солдат согласуйте с командирами. И спросите у офицеров. Может, тоже поедут».
В нашем ПАЗике было чуть больше 20 мест. Ни с кем у меня не возникло проблем, кроме как с командиром ОГМ - отдела главного механика - майором Оглы. «Товарищ майор! Подпишите, пожалуйста, список Ваших солдат на поездку в театр.» - «В театр? А чем они его заслужили?» - «Товарищ майор, они никогда не были в театре». - «Ну и что? Вы должны провести полосу препятствий, …, стрельбы, …, кросс по пересеченной местности, … и строевую подготовку, … И после этого из ста человек у вас останутся пять,... советских солдат,..., достойных нашего советского,..., театра.» - «Товарищ майор, театр заслужили все.» Был вечер, майор только что провел вечерний развод и распустил солдат на отбой. Мы стояли с майором Оглы на плацу перед штабом и говорили об искусстве и культуре. С темного грузинского неба на нас смотрели большие, как человеческие глаза, звезды. Мы говорили долго. Наверно, час. Наконец майор Оглы посмотрел на меня каким-то странным, затуманенным взглядом. «Солдат!» - негромко и медленно сказал майор Оглы. - «С тобой нельзя спорить. Тебя надо убивать». Никогда ни до, ни после, за всю свою жизнь, я не получал более достойного комплимента. «Да забирай хоть всех!» - и майор Оглы не глядя, подписал лист.
…Через два месяца в списках офицеров части, ехавших в театр, появилась фамилия... майора Оглы. В тот вечер в театре давали великого испанца Гарсиа Лорку. О любви, конечно. Николай Николаевич Свентицкий заблаговременно отложил для нас билеты на "фирменный" второй ряд. Майор Оглы был в парадной форме и знаменитых на всю часть лакированных зауженных сапогах ручного пошива. Я посмотрел на него с улыбкой. Майор заметил. «Солдат! Звание майора в Советской Армии за … собачий не дают. Поехали в театр!» .
Искусство - великая сила.

Грузия, Душа в заветной лире, Сцена, Солдаты, Моя армия

Previous post Next post
Up