Словосочетания «справедливая война» и «похабный мир» в отношении российско-украинского кровопролития и поиска выхода из него становятся штампами. Но война не является носителем справедливости, а мир по определению не может быть похабным.
18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЬВОМ МАРКОВИЧЕМ ШЛОСБЕРГОМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЬВА МАРКОВИЧА ШЛОСБЕРГА
Опасность штампов в том, что они формируют мифы и создают ложную, а в ситуации Украины и России - неестественную и губительную дилемму, в которой война непременно справедлива и, соответственно, желательна, а мир - похабен, то есть морально неприемлем.
В этой дилемме человек существует как обязательная и неизбежная жертва политики, причём человек становится жертвой вне зависимости от своего географического нахождения.
Понимание того, что все участники войны - жертвы войны - разрушает такую дилемму. Соответственно, стремление остановить войну и установить мир воспринимается как прямая угроза всеми партиями войны, которые вне войны не могут существовать.
Click to view
Именно поэтому адепты войны с любой стороны вспоминают то Брестский «похабный» мир 1918 года, то Мюнхенское «позорное» соглашение 1938 года как примеры договоров, не остановивших войну, и тем самым пытаются дискредитировать любые попытки остановить кровопролитие и сохранить жизни людей уже в современности, нормализуя состояние войны.
В общество вносится мысль о войне как едва ли не единственном способе установления и восстановления справедливости, а усилия по прекращению войны и возвращению мира представляются даже не компромиссом, а прямым предательством не только государственных, но общественных интересов.
Политика войны восхваляется, политика мира обесценивается, причём обесценивается с очень точной задачей - снизить до минимума чувствительность людей к чужой смерти, сделать массовое убийство одних людей другими частью общественной нормы, привычки, обычая. Сделать ненормальное нормальным в глазах общества, расчеловечить людей - главная задача всех партий войны.
Общественная дискуссия о войне и мире неизбежна. Даже если политики будут уходить от неё, общество будет к ней возвращаться, потому что стремление к жизни, желание спасти и сохранить своих родных и близких требуют обсуждения всех возможных путей прекращения войны и установления мира.
«Живой гвоздь» организовал
дебаты между историком и политологом Юрием Пивоваровым и мной. Состоявшаяся
дискуссия о войне и мире, свободе и будущем России и Украины получила отклик в обществе. Это обсуждение важно, это часть работы общества над собой.
Благодарю организаторов за усилия и возможность высказывания, Юрия Сергеевича Пивоварова - за корректный спор по принципиальным вопросам, при всём различии наших позиций.
Канал «ГражданинЪ TV»
републикует дебаты для своей аудитории.
Оригинал записи дебатов доступен также на «Живом гвозде».