Церковь победила культуру

Jun 02, 2023 20:39


Церковь победила культуру. Икона Андрея Рублева «Святая Троица» (XV век), ценнейший и не имеющий равных памятник, бережно хранящийся в Государственной Третьяковской галерее, будет размещена в храме Христа Спасителя для всеобщего доступа с 4 до 18 июня.

Это будет самое долгое и непредсказуемое по последствиям перемещение хрупкого и разрушающегося памятника для использования в церковных нуждах за всё постсоветское время.

Был момент, когда казалось, что голоса разума возобладают и чудом дожившую до начала XXI века «Троицу» оставят на реставрации, куда она была передана после драматического вывоза в Троице-Сергиеву лавру на богослужение с 16 по 19 июля 2022 года, когда произошла расконсервация памятника и была нарушена стабильность состояния иконы.



Икона Андрея Рублева «Святая Троица» (XV век). Государственная Третьяковская галерея.

15 мая состоялось заседание расширенного Реставрационного совета Государственной Третьяковской галереи, протокол которого на 36 листах? несомненно, войдёт в историю как пример стоической защиты учёными и реставраторами памятника культуры, национального достояния, перед прикладными интересами служителей политики и культа.

Совет установил и решил: «Документально подтверждено, что, помимо выявленных с 19 июля 2022 года 61 участка отставаний левкаса и красочного слоя, в период с октября 2022 года по апрель 2023 года зафиксировано и описано еще 10 новообразовавшихся отставаний левкаса с красочным слоем;

- 5 из новообразованных разрушений требуют неотложного реставрационного укрепления;



- ширина трещины по правому стыку досок основы, проходящей через изображение лика и фигуры правого Ангела, увеличилась.

2. […] Расширенный Реставрационный Совет пришел к консолидированному заключению:

Икона «Святая Троица» Андрея Рублёва не подлежит выдаче за пределы Третьяковской галереи на праздник Троицы 4 июня сего года из-за сложного и нестабильного состояния, а также непредсказуемости продолжающегося процесса негативных изменений. В настоящий момент икона находится в реставрационной мастерской в процессе неотложной реставрации памятника».

Ответом на что были слова представителя патриарха Кирилла протоиерея Леонида Калинина (позже запрещённого в служении и отставленного со всех постов): «…Наше сегодняшнее собрание отнюдь не приведёт к тому, что никогда «Троицу» никуда вывозить не будут. Если будет политическое решение принято руководством, то вы сделаете, как говорится, под козырёк и вывезете. И никуда никто не денется».

Политическое решение, как мы теперь знаем, руководством (и, скорее всего, не церковным) принято. Политика и церковь не приняли во внимание сопротивление и отринули аргументы культуры. «Святая Троица» отдаётся в храм как церковный реквизит, который, по замыслу авторов идеи, должен послужить удовлетворению потребностей государства и РПЦ.

Последствия этого решения могут быть в полном смысле слова трагическими. Не обладающие никакими специальными знаниями в сфере реставрации люди потребовали едва живую «Троицу» в руки и получили её. Охранять икону они решили с помощью Росгвардии. «Искусствоведы в штатском» полагают, что этого достаточно.

Никогда ранее «Святая Троица» Рублева не стояла так близко к угрозе разрушения и утраты.

Что-то есть в происходящем глубоко символическое. Использование памятника мировой культуры как предмета культа отражает современное состояние государства и церкви, в симфонию которых вошли бравурные звуки раскалённой красной меди и литавр.

«Троица» Рублева не является чудотворной иконой. Но «руководство» решило истребовать её именно в таком качестве. Истребовать для чуда.

Пламя расчеловечивания неизбежно касается самой гуманитарной и духовной сферы человеческой жизни: культуры. Что переживёт этот пожар? Никто не знает сейчас.

Но остаются документы эпохи и запечатленные в них голоса служителей культуры, которые не смолчали. В этом их служении памятникам культурного наследия заключается подлинная и скромная вера, которая сохранится и переживёт безвременье, даже если ей придётся уйти в катакомбы по примеру первых христиан.

Третьяковская галерея, культура, реставрация, Россия, наука, иконопись, РПЦ, Охрана памятников, история, политика, общество, Андрей Рублев, Защита памятников, Троица, искусство

Previous post Next post
Up