Год назад, 4 марта 2022-го, в России в режиме блицкрига были приняты законы о военной цензуре - о «военных фейках» и «дискредитации армии». С момента внесения проектов в Государственную Думу до момента опубликования и вступления в силу прошло полсуток. Это был рекорд политической скорострельности законодательных орудий.
В середине дня 4 марта стало понятно, что законы будут иметь обратную силу и распространятся на все высказывания - и до, и после 24 февраля. Я хорошо помню тот день, когда за несколько часов сносились или закрывались десятки публикаций. Выбор был один - продолжить работу или лишиться свободы. Было ощущение, что ты сам у себя вырываешь язык.
Очень многие приняли решения уехать из стран именно тогда - не после 24 февраля, а после 4 марта, когда стало понятно, что каждое свободное слово может стоить свободы.
Именно 4 марта в России наступило военное время. Законы о военной цензуре были призваны лишить свободы слова все медиа и журналистов, заставить замолчать всех инакомыслящих. Государственная политика как внутри, так и вне страны должна была вестись либо в мёртвой тишине, либо при оглушительной поддержке согласного с властью общества. Триумф воли в окружении единомыслия.
Перед всеми оставшимися жить в России и работать в российской политике встал вопрос жизненной важности: как говорить в условиях несвободы, не изменяя себе, не отказываясь от убеждений и не теряя связи с обществом.
Мы отвечаем на этот вопрос каждый день вот уже год. Учимся говорить о главном, жертвуя словами, но не теряя смысл - и смысл слов, и смысл жизни.
Десятки тысяч административных и сотни уголовных дел коснулись самой активной части общества. Пострадали тысячи, замолчали миллионы. Так работает механизм политических репрессий, механизм массового страха.
Люди замолчали, но не согласились. Молчание не означает согласие. Миллионы молчащих - это не миллионы сломавшихся, смирившихся, покорившихся.
В этом живом молчании - несогласие, несмирение и непокорность. Никого нельзя винить за отсутствие публичных высказываний. Людям необходимо выжить, сохранить себя и близких, не стать частью ненависти, остаться людьми в нечеловеческое время.
Свобода - это двигатель внутреннего сгорания. Сохранив свободу внутри себя, человек сохраняет свободу для будущего. И личного, и для всей страны.