20 лет назад - 23 октября 2002 г. - террористы захватили Театральный центр на Дубровке, где шел мюзикл «Норд-Ост». В заложники в центре Москвы, в 5 км от Кремля, попали 916 человек.
Через три дня спецслужбы пустили в зал газ. Какой - официально не объявлено до сих пор (является государственной тайной). Тайной остаётся состав штабов и даже число штабов по противодействию террористам.
По официальным данным, погибли 130 человек, в том числе 10 детей (по утверждению общественной организации родственников погибших «Норд-Ост», 174 человека). Из числа заложников 5 человек были застрелены до штурма, 119 человек умерли в больницах после штурма от воздействия газа.
Из театральной команды «Норд-Оста» погибли 17 человек, в том числе двое юных актёров, игравших главных героев в детстве - Арсений Куриленко и Кристина Курбатова, и 9 музыкантов оркестра.
Стена Памяти у Театрального центра на Дубровке.
22 ноября 2002 г. Генпрокуратура объявила о причастности к теракту Аслана Мурдалова и братьев Алихана и Ахъяда Межиевых, задержанных ранее за взрыв автомобиля у ресторана «Макдоналдс» 19 октября. Позже были задержаны лидер группы Асланбек Хасханов и его сообщник Хампаш Собралиев. В 2004-2006 гг. все пятеро получили от 15 до 22 лет колонии строгого режима.
12 февраля 2003 судья Тверского районного суда Москвы М. М. Горбачёва отказала в компенсации жертвам терактов.
20 июня 2003 г. Московский городской суд признал Заурбека Талхигова виновным в пособничестве терроризму и захвату заложников в Доме культуры на Дубровке и приговорил его к 8,5 годам лишения свободы. По словам самого Талхигова, он приехал на Дубровку после того, как узнал о захвате заложников, с целью добиться освобождения женщин и детей и был использован ФСБ как посредник, говоривший на чеченском. Записи переговоров Талхигова с террористами, переданные им в ФСБ, были уничтожены. «Мемориал» признал Талхигова политическим заключённым.
20 сентября 2003 г. Владимир Путин заявил на встрече с журналистами, что люди погибли «не в результате действия газа», который, по его словам, был безвредным, а стали жертвами «ряда обстоятельств: обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании».
22 октября 2003 г. заочные обвинения в организации теракта были предъявлены Шамилю Басаеву, Герихану Дудаеву и Хасану Закаеву. В пособничестве террористам обвинили находившегося в Катаре Зелимхана Яндарбиева. 13 февраля 2004 г. Яндарбиев погиб в Дохе при взрыве автомобиля; Шамиль Басаев убит в Ингушетии 10 июля 2006 г.
20 декабря 2011 г. Европейский суд по правам человека вынес постановление по делу «Финогенов и другие против России», усмотрев в неадекватном планировании спасательной операции и в отсутствии действенного расследования российскими властями спасательной операции нарушения статьи 2 (о праве на жизнь) ЕКПЧ и присудив 64 потерпевшим компенсацию общей суммой 1,3 млн евро; в решении же российских властей применить газ суд нарушений не усмотрел.
15 октября 2012 г. Следственный комитет РФ отказал в возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц, отвечавших за проведение спецоперации по освобождению заложников.
17 декабря 2014 г. в Крыму был арестован подозреваемый в причастности к теракту 41-летний Хасан Закаев. 21 марта 2017 г. Закаев был приговорен к 19 годам колонии строгого режима.
Фильм Катерины Гордеевой
«Норд-Ост. 17 лет» был снят в 2019 году. Вы услышите голоса тех, кто выжил, тех, кто выводил детей из здания на Дубровке, тех, кто участвовал в штурме.
«Медуза» опубликовала авторское
послесловие Катерины
Гордеевой к выстраданному ею фильму: «…Страна допустила эту трагедию и не сделала никаких выводов. Никто не защищен.[…] Ведь с этим терактом произошла такая история, что с одной стороны не было большого независимого расследования, с другой - память о трагедии на Дубровке накрыло Бесланом, а с третьей - государство старается делать вид, что ничего этого не было. Говорит: «Давайте жить дальше». Но каждый раз, когда ты начинаешь жить дальше с чистого листа, на этом чистом листе всякий раз что-то случается. Что-то ломается и потом это уже невозможно починить».