Имение Алтун Новоржевского уезда

Oct 26, 2020 00:30


Имение Алтун - жемчужина Новоржевского, а в современном восприятии - пушкинского края. Есть много косвенных свидетельств того, что Пушкин неоднократно бывал здесь во время михайловской жизни.





Современник Пушкина Алексей Иванович Львов (1780-1833) служил в артиллерии офицером, в 1805 году (25 лет от роду!) вышел в отставку в чине гвардии полковника и серьёзно занялся Алтуном. Имя Львова упомянуто в переписке Пушкина. Алексей Львов был весьма успешен в общественной и политической деятельности: в 1808-1820 годах он избирался предводителем новоржевского уездного, а в 1823-1826 годах - псковского губернского дворянства.



В ту пору в Алтуне постройки были деревянными, не было ещё обширного усадебного парка, но барский дом уже славился роскошью интерьеров, там была даже картинная галерея.



Алексей Львов был увлечён охотой, имел для этого специальных лошадей, большую псарню. Есть достаточно веские основания считать, что в знаменитом «Графе Нулине» Пушкин отразил именно увлечение своего алтунского соседа, которому, судя по всему, лично был свидетель:

Пора, пора! рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.
Выходит барин на крыльцо,
Всё, подбочась, обозревает;
Его довольное лицо
Приятной важностью сияет.
Чекмень затянутый на нем,
Турецкой нож за кушаком,
За пазухой во фляжке ром,
И рог на бронзовой цепочке...



Лев Леонидович Львов, сын среднего сына Алексея и Елизаветы Львовых, родился 30 мая 1850 года, окончил Санкт-Петербургский университет и в 1874 году получил степень кандидата по физико-математическому факультету. Высокообразованный Лев Леонидович лично занимался имениями, стараясь всемерно использовать достижения сельскохозяйственной науки и техники. Именно благодаря хозяйственности Льва Львова в Алтуне и Горе были построены великолепные господские дома и добротные хозяйственные постройки, устроены усадебные парки в английском стиле.



С той поры по обустроенности и комфортности имение Алтун имело мало равных себе во всей Псковской губернии. Усадьба славилась своим богатством, роскошью интерьеров, картинной галереей, конюшнями и псарнями. Над проектом господского дома - «дворца» - работали прекрасные архитекторы.



Здание очень удачно было вписано в природный ландшафт и уже существовавший к тому времени усадебный парк. С учётом башен «дворец» считался четырёхэтажным. Стены были сложены из прочного кирпича, производимого здесь же, на алтунском заводе, фасад был облицован элитной керамической плиткой.



Жилая площадь здания составляла более десяти тысяч квадратных метров. В нем были предусмотрены все удобства: центральное отопление, водопровод, туалеты (с сантехникой!), электрическое освещение. «Дворец» должен был удивлять и поражать гостей, что и происходило.



…Имение Алтун было разорено местными жителями после переворота 1917 года так же, как соседние Михайловское, Тригорское, Голубово и Петровское (в феврале 1918 года), варварски разграблено и заброшено.



За считанные дни в грандиозном пожаре был уничтожен целый пласт русской дворянской культуры, создававшийся усилиями поколений в течение двух веков. По описанию автора книги «Ожерелье Псковской земли» Николая Розова, бунтующие крестьяне уничтожали то немногое, что напоминало о том, что Россия когда-то могла называться «культурной». В костре беспощадно жгли все, что поддавалось разрушению, - рвали, резали, били, ломали мебель, толкли в ступе фарфор... Причём помещичьи усадьбы бросились жечь и громить уже полвека спустя после отмены крепостного права, когда никакой эксплуатации крепостных и в помине не было, а многие крестьяне стали уже богаче помещиков.



Львовы выехали из своих усадеб осенью 1917 года и больше никогда сюда не возвращались. Господский дом несколько лет пустовал.



19 февраля 1920 года газета «Псковский набат» сообщила об открытии в имении Алтун техникума с последующим преобразованием его в высшее (!) учебное заведение с соответствующим штатом профессоров и преподавателей. Но техникум в Алтуне не прижился и вскоре прекратил своё существование.



После некоего восстановления господского дома в 1926 году его приспособили под санаторий рабочих Московско-Белорусской железной дороги (он был рассчитан на 100 человек), потом - под дом инвалидов. Последняя «прижизненная» фотография господского дома Львовых сделана в 1940 году. Даже перестроенный, он потрясает своей архитектурой.



Войну «дворец» не пережил. Он был взорван немецкими войсками при отступлении в 1944 году. Оккупанты сожгли также сохранившуюся ветряную мельницу.



Остатки былой роскоши хранит парк площадью 25 гектаров с системой прудов оригинальной формы, некогда украшавший усадьбу. На волнистой равнине, где реже, где чаще, стоят вековые дубы, липы, клёны, ивы, вязы, ясени, сосны. Возраст многих деревьев превышает 150 лет, есть предположения, что некоторым из них около двух веков. Чудом природы можно считать, что в имении выжили явно привезённые хозяевами очень редкие для Псковской области европейская лиственница, кедр, румелийская сосна, европейская липа.



ℹ️ Более подробно об истории и сегодняшнем дне имения Алтун можно прочитать в статье «Неразменный Алтун», написанной в 2009 году, с тех пор есть много перемен в жизни Алтуна вокруг руин старого замка

война, Алтун, история, 1917, Новоржевский район, Пушкин

Previous post Next post
Up